Регулируемые и нерегулируемые тарифы на пассажирские перевозки

Общие сведения

Регулируемые и нерегулируемые тарифы на пассажирские перевозки – это установленная цена или ставка за перемещение грузов или людей определенным видом транспорта. Определяются они как международными, так национальными законодательствами. В России законами, регулирующими ставки на пассажирские транспортировки, являются Гражданский кодекс России, Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также другие постановления, принятые в сфере транспорта.

ГК Российской Федерации определяет основные принципы, регулирующие тарифы в поездках. В соответствии с этим законодательством, тарифы должны быть разумными, достаточными, пропорциональными затратам перевозчика на оказание услуг. Они также должны быть публичными и доступными для всех заинтересованных сторон.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ определяет основные правила и условия организации, осуществления пассажирских перевозок. Этот закон определяет требования к формированию и утверждению ставок, а также обязанности перевозчиков в отношении их применения, предоставления пассажирам.

В дополнение к данным законам, существуют постановления и инструкции, выдаваемые компетентными органами в сфере транспорта. Например, Федеральное агентство железнодорожного транспорта устанавливает порядки формирования и применения тарифов в железнодорожных перевозках, а агентство воздушного транспорта – воздушных транспортировках.


 

Разница понятий

Регулируемый тариф на пассажирские перевозки означает, что цена контролируется и устанавливается государственными органами. Такая система применяется в случаях, когда рынок пассажирских поездок не является полностью конкурентоспособным, а цены могут быть несправедливо завышены. Установление регулируемой ставки помогает защитить интересы пассажиров, обеспечив доступность транспортировок. Государство определяет базовые цены, а также механизмы контроля и регулирования этих тарифов.

Нерегулируемый тариф не подвергается государственному контролю и устанавливается компанией на основе ее коммерческих интересов. Этот тип ставки используется, если рынок пассажирских перевозок достаточно конкурентоспособен, и компании могут свободно управлять ценами, чтобы привлечь больше клиентов. Нерегулируемый тариф на пассажирские транспортировки дает операторам более гибкое управление ценообразованием, а также позволяет им реагировать на изменения спроса или конкуренции.

Кто устанавливает тарифы в регулируемой сфере и нерегулируемой сфере пассажирских перевозок? В случае регулируемой ставки эту задачу выполняют государственные органы. Они осуществляют анализ и оценку рынка перевозок, определяют разумные и справедливые цены, а также контролируют их. В нерегулируемой сфере каждая транспортная компания устанавливает тарифы в зависимости от своей стратегии, корпоративной политики.
 

Виды транспорта

Самолеты – это самый быстрый способ путешествовать на большие расстояния. Благодаря высокой скорости и возможности преодолевать океаны за короткий промежуток времени они стали частью международных пассажирских перевозок. Для поездки внутри городов пассажирами используются автобусы или трамваи. Первые оснащены мягкими сиденьями, кондиционерами, имеют чистый салон.

В условиях мегаполиса популярны метро, электрички. Метро – это подземная сеть, проложенная в городе, которая позволяет пассажирам комфортно добираться до места назначения в кратчайшие срои. Электрички же представляют собой вид железнодорожного транспорта, который работает на электрической энергии. Они используются для перемещения пассажиров в городах и пригородах, а также для дальних поездок между городами. В России курируют как комфортабельные и современные электрички, так более старые и простые по конструкции ТС.

Нельзя забывать о паромах, теплоходах. Первые перевозят пассажиров и автомобили, а также различные грузы: контейнеры, автомобили, др. Теплоходы используются для круизов, экскурсий, а также транспортировки пассажиров на дальние расстояния.

На заметку! Тарифы действуют на все виды транспорта.

 

Принципы работы нерегулируемых тарифов

Принципы работы нерегулируемых тарифов базируются на свободной конкуренции на рынке услуг. В отличие от регулируемых ставок, которые устанавливаются и контролируются государственными органами, нерегулируемые определяются самими транспортными компаниями

Организации могут свободно устанавливать цены, без ограничений, предусмотренных государством. Благодаря этому компаниями учитываются все факторы, влияющие на стоимость услуг: затраты на инфраструктуру, обслуживание, а также прибыль. Нерегулируемые ставки определяются спросом и предложением на рынке, что позволяет создать более гибкие, адаптивные цены.

Хотя органы власти не могут прямо регулировать нерегулируемые тарифы, они все же вправе предъявлять к ним дополнительные требования. Например, накладывать штрафы на транспортные компании, нарушающие законодательство в сфере пассажирских перевозок.


 

Право на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам

Для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам необходим сертификат, подтверждающий, что ТС отвечают всем требованиям, а также нормам безопасности, качества. Такой сертификат выдается компетентными органами после прохождения испытаний, проверок.

Во-вторых, для получения права необходимо иметь разрешение или лицензию на осуществление данного вида деятельности. Выдается оно на основании предоставленной комплексной информации о транспортной компании или предпринимателе, включающей данные о финансовом состоянии, квалификации персонала, наличии транспортного парка и оборудования, а также соблюдении экологических, социальных стандартов.

Для перевозок по нерегулируемым тарифам может потребоваться заключение договоров или соглашений с участниками процесса, например, заказчиками поездки или транспортными агентствами. Такие документы должны содержать условия сотрудничества, правила и требования к перевозкам, дополнительные услуги, ставки.
 

Свидетельство

Свидетельство – официальный документ, удостоверяющий право юридического или физического лица осуществлять пассажирские перевозки на определенном маршруте с установленным расписанием, а также регулярностью. Этот документ выдается компетентными органами, ответственными за регулирование и контроль.

Свидетельство содержит следующую информацию:

  1. О перевозчике: название, адрес, регистрационные данные.
  2. Детали маршрута, включая начальную и конечную точки, промежуточные остановки, расписание движения.
  3. О типе транспорта, разрешенной грузоподъемности, предельной скорости, коммерческих условиях, требованиях к обслуживанию пассажиров.

Свидетельство об осуществлении поездок имеет первостепенное значение для перевозчика, поскольку подтверждает его право и легитимность выполнения услуги по транспортировке пассажиров на указанном маршруте. Требовать предъявление документа могут также соответствующие органы или клиенты.
 

Карта маршрута

Карта маршрута – это детальное описание всего пути, который проходит транспорт при выполнении регулярных перевозок. В ней указываются точные пути движения, остановки, промежуточные пункты, а также другие детали, которые влияют на безопасность поездок.

Кроме того, карта детально описывает транспорт, который разрешается эксплуатировать для осуществления перевозок по маршруту. В ней указываются технические характеристики ТС, включая его грузоподъемность, габариты, максимальную скорость, другие параметры.

На заметку! Для составления картины необходимо учесть все требования и нормативы, которые действуют в отрасли перевозок. Также важно учитывать особенности конкретного маршрута, а также транспорта.

Карта маршрута выдается на каждое ТС, которое участвует в поездке.
 

Выбор тарифа

Выбор тарифа для перевозки требует тщательного анализа, рассмотрения нескольких факторов. Прежде всего необходимо проанализировать потребности и требования пассажиров. Например, понять, требуется ли отдельное пространство для багажа, питание, др.

Второй шаг – анализ рынка, конкурентного окружения. Изучение ставок, предлагаемых другими перевозчиками, поможет определить соответствие услуг стоимости. Также важно учитывать текущую конъюнктуру рынка, а также ожидаемые изменения в ближайшем будущем.

Следующий шаг – анализ экономической составляющей. Необходимо рассчитать затраты на транспортировку пассажиров, как постоянные (оплата труда, аренда транспорта), так переменные (топливо, обслуживание). Основываясь на этих данных, можно определить прибыльность каждого тарифа и выбрать рентабельный вариант.

Также нужно изучить правовые, регуляторные ограничения. В разных регионах могут действовать различные правила о ставках для перемещения пассажиров, особенности тарификации, условия предоставления скидок. Изучение этих правил поможет избежать потенциальных нарушений или штрафов.

На заметку! При регулировании (или нерегулировании) тарифов на пассажирские перевозки необходимо учитывать сезонность, географические и социальные условия. Например, цены на билеты в высокий туристический сезон могут быть выше, чем в остальное время года, и наоборот. Выбор ставки должен быть обоснованным.

 

Преимущества и недостатки

Одно из преимуществ пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам – гибкость в выборе ставки. Перевозчик может свободно устанавливать цены на свои услуги, не привязываясь к государственным нормативам. Это позволяет ему учитывать особенности рынка и конкуренцию, а также тарифицировать услуги с учетом ситуации.

Еще одно преимущество – возможность быстро реагировать на изменения спроса. Перевозчик может анализировать рынок и подстраивать свои ставки. Это способствует более эффективному использованию транспортных ресурсов, а также улучшению обслуживания.

Нерегулируемый тариф на пассажирские перевозки способствует повышению конкуренции между перевозчиками. Каждый из них стремится предложить выгодные условия для клиентов, что приводит к снижению стоимости поездок и повышению качества обслуживания.

Тем не менее, регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам имеют недостатки:

  1. Возникновение монополии на рынке. Если один из перевозчиков окажется более конкурентоспособным, он может занять доминирующее положение, что не всегда выгодно как для пассажиров, так других компаний.
  2. Нестабильность рынка. Поскольку перевозчики могут менять цены на свое усмотрение, клиенты часто сталкиваются с неожиданным ростом цен, что негативно сказывается на их бюджете или планах.
  3. Усложняют понимание, сравнение стоимости услуг для клиентов. Транспортные компании могут предлагать разные подходы к тарификации, что затрудняет проведение сравнительного анализа и выбор выгодного предложения.

Таким образом, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам имеют как преимущества, так недостатки.


 

Альтернатива

Альтернатива нерегулярным тарифам на пассажирские транспортировки – это брутто-контракт. Он представляет собой специальное соглашение между перевозчиком и заказчиком, которое определяет фиксированную стоимость поездки на определенном маршруте в течение определенного периода времени.

В брутто-контракте заказчик оплачивает перевозку независимо от фактического количества пассажиров или груза. Это означает, что независимо от того, полностью заполнен ли рейс или нет, перевозчику будет выплачена заранее оговоренная сумма. Таким образом, транспортная компания получает финансовую гарантию и стабильность доходов, а заказчик – гарантированное обслуживание и цену.

Одним из преимуществ брутто-контракта является предсказуемость затрат. Заказчик заранее знает, сколько будет стоить поездка, что позволяет лучше планировать бюджет, а также избегать неожиданных расходов. Это также способствует установлению долгосрочных партнерских отношений между сторонами.

Другое преимущество брутто-контракта заключается в уменьшении административных расходов. Поскольку цена перевозки заранее определена и оплачена, не нужно проводить сложный учет каждого пассажира или груза. Таким образом можно сократить время и средства на финансовое или операционное управление.

Однако брутто-контракты имеют некоторые недостатки. Так, если заказчик не использует все выделенные места или грузовые единицы, он все-равно должен оплатить их. Также необходимо учитывать, что брутто-контракты не всегда гибкие. Если требования заказчика меняются (в случае увеличения или сокращения объема поездок), договоренности в контракте могут оказаться неактуальными. В таких ситуациях заказчику может понадобиться пересмотреть условия контракта во избежание финансовых потерь.
 

Заключение

Выбор между регулируемыми, нерегулируемыми тарифами на пассажирские перевозки зависит от нескольких факторов, включая потребности населения, конкуренцию на рынке, эффективность государственного контроля. Оба подхода имеют преимущества и недостатки, а их правильный баланс является ключевым фактором для обеспечения доступности и эффективности пассажирских поездок. Регламентируются ставки Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также другими постановлениями, действующими в сфере транспорта.

ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998

НАШ АДРЕС

НАШ ТЕЛЕФОН

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

E-mail: 483859@mail.ru

Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи

Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить

Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам

Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению

г. Чебоксары, ул. Бабушкина 

дом 2д, офис 218