Выполнение грузовых автомобильных перевозок на международных маршрутах предполагает получение исполнителем соответствующего разрешения в инспекции транспортного надзора. В предлагаемом материале рассматривается карта МАП с учетом назначения документа, предусмотренных разновидностей допуска, порядка оформления и требований к перевозчикам.
Организации, доставляющие грузы за границу или выполняющие пассажирские международные рейсы, оформляют удостоверение допуска. Разрешения выдают управления автотранспортного надзора, закрепленные за соответствующими регионами.
Если удостоверение допуска оформлено, понадобится еще один разрешительный документ – карта МАП.
Карта МАП – документальное подтверждение допуска транспортного средства к международным рейсам по грузоперевозкам или перемещению пассажиров. Следует разделять карточки и удостоверения допуска МАП.
Удостоверение – узаконенное разрешение на деятельность компании по международным автоперевозкам. Действие карты МАП распространяется на отдельно взятый транспорт, подтверждая его соответствие законодательным нормам.
Вопросы оформления МАП регламентированы:
Положения перечисленных и других нормативов устанавливают исчерпывающий регламент допуска автоперевозчиков к рейсам в другие государства.
Карта МАП указывает на соответствие автомобиля или автобуса государственным нормативам для международных рейсов. Этот допуск тем более актуален, учитывая необходимость установки в ТС тахографа.
Законодательство регламентирует оснащение машин аналоговыми приборами типа СКЗИ (российского производства). Но на импортной технике изготовители устанавливают аппаратуру ЕСТР.
Карта МАП подтверждает возможность использования транспорта с таким тахографом без дорогостоящего и сложного переоборудования.
Оформление карты МАП потребуется при следующих обстоятельствах:
Наличие карты освобождает владельца от замены тахографа, что избавляет от проблем при проверках дорожной полиции и государственных надзорных органов.
Различают несколько видов карточек допуска транспорта к международным автомобильным перевозкам с учетом срока действия разрешения.
Если организация впервые оформляет допуск на международные автоперевозки, разрешение выдают на год с возможностью последующего продления, если перевозчик подтвердит профпригодность.
Соответственно, и карточка международного перевозчика будет действовать такой же период.
Если компания за предыдущие 4 года минимум 12 месяцев выполняла международные рейсы, карточка МАП (вместе с разрешением) дается на 5 лет.
Карта выглядит как двухсторонний бумажный бланк. На одной стороне по диагонали нанесено обозначение Ространснадзора и водяные знаки с символическими изображениями транспорта. Проставлена серия документа (из двух букв), шестизначный номер.
На обороте предусмотрено указание:
Действительность карточки подтверждает подпись руководителя соответствующего УГАДН и печать указанного государственного органа.
Приказ Минтранса № 440 (вышедший в октябре 2020 г. и введенный с января 2021 года взамен действовавшего ранее под № 36) регламентирует установку тахографа для регистрирования в ходе рейса:
Эти сведения защищены электронной подписью. Тахограф используют вместе с соответствующей индивидуальной картой водителя. Регламентировано применение прибора, оснащенного блоком СКЗИ. Качество устройства подтверждает сертификат изготовителя.
Необходимость иметь тахограф распространяется в отношении транспорта:
От необходимости установки указанных приборов освобожден транспорт, получивший карточку МАП (оснащенный импортными тахографами от изготовителя), некоторые отдельные категории ТС.
Устройства уполномочены устанавливать и калибровать организации, получившие соответствующее разрешение государственных органов (Вектор и прочие), с соблюдением тайны показаний и без несанкционированного вмешательства в работу техники.
При подключении учитывают цветовую маркировку шин – желтую, красную и пр. с соблюдением предусмотренного руководством изготовителя порядка.
Замена с установкой СКЗИ, кроме финансовой стороны, невыгодна владельцу тем, что при использовании штатных ЕСТР не исключены проблемы с совместимостью, с гарантией надежности устройств. Проще заказать карту МАП, чем переоборудовать транспорт.
Детальнее сравнительная экономическая характеристика этих приборов приведена в таблице.
Ниже посчитаем расходы на 1 машину.
Период времени взяли 6 лет, т.к. в первый раз карта делается на 1 год, далее - продлевается на 5 лет.
Затраты на оформление
удостоверения допуска и карты МАП
Затраты на переоснащение
тахографа ЕСТР и СКЗИ
Покупка и установка тахографа
с блоком СКЗИ под «ключ»
---
60 000
Замена блока СКЗИ
по истечении 3х лет
---
25 000
Изготовление карты МАП
впервые на 1 год
8 000
---
Продление карты МАП на 5 лет
8 000
---
ИТОГО РАСХОДЫ:
16 000
85000
ЭКОНОМИЯ:
69 000 с одной машины
Карточка МАП выдается с учетом соблюдения предусмотренных законодательством требований.
Карту МАП могут оформить организации или индивидуальные предприниматели, получившие удостоверение допуска к международным автоперевозкам. Это разрешение по закону не выдают физическим лицам.
В интернете представлены многочисленные серые схемы с предложениями оформления карточек МАП без наличия удостоверения допуска. Компания оформляет договор фиктивной аренды транспорта, принадлежащего гражданину, соответствующей организации, получая указанное разрешение.
Но такую подтасовку фактов обязательно выявят при попытке пересечения границы (с выездом в Казахстан или другое государство) в связи с тем, что накладная будет оформлена на перевозчика, не получившего допуск. Карту в этом случае реквизируют с назначением штрафа владельцу.
Неприятности ожидают собственника при такой схеме и при движении по территории РФ. Сотрудник ГИБДД заметит противоречия в документах. К тому же данную карту выдают на непродолжительный срок, а массовое оформление фиктивных допусков обязательно вызовет подозрение.
О таких неблагоприятных последствиях предупреждают многочисленные отзывы на нейтральных ресурсах в интернете, оставленные дальнобойщиками, столкнувшимися с подобными неприятностями.
Карту МАП регистрируют не на водителя или компанию, а на транспортное средство с указанием регистрационного номера и марки.
Чтобы получить допуск и карту МАП, претендент должен:
При выполнении перечисленных условий перевозчик может рассчитывать на положительный итог рассмотрения поданных документов, выдачу удостоверения допуска, а затем и карты МАП.
Транспорт должен быть полностью исправен и с прошедшим техническим осмотром.
Для оформления карты МАП от владельца потребуется подготовка:
Также документально подтверждают соответствие требований по финансовым условиям.
Заявление на карту МАП подают на бланке, аналогичном бланку выдачи удостоверения допуска. Документ находится на сайте соответствующего УГАДН.
Заявление составляют с внесением:
Заявление подписывает руководитель компании или ИП с расшифровкой подписи и указанием текущей даты. Образец можно скачать в интернете.
Документы подают в областное управление транспортного надзора (УГАДН). Предусмотрена возможность подачи бумаг онлайн через Госуслуги, что сократит продолжительность оформления.
Для оформления карточки МАП необходимо:
На заметку. Документацию рассматривают в течение 5–7 дней. Стоимость оформления – около 6 тысяч рублей для карты на один год, до 15 тысяч – на пять лет.
После окончания срока действия документа в аналогичном порядке получают новую карту. Продление старой не предусмотрено.
Заявителю могут отказать при отсутствии удостоверения допуска к МАП, в случае подачи неполного комплекта документов, противоречий или признаков фальсификации бумаг. Причину отказа укажут в письменном ответе.
В соответствии с требованиями ст. 11.23 КоАП РФ за выезд с тахографом ЕСТР без открытой карты МАП предусмотрен штраф:
Подделка документа грозит привлечением к уголовной ответственности, согласно ст. 327 УК РФ, с присуждением двухлетнего тюремного срока или аналогичных по продолжительности исправительных работ.
Карту МАП могут отобрать при выявлении противоречий данного документа с остальной сопроводительной документацией, нарушений правил перевозки, признаков вмешательства в работу тахографов и других отклонений от требований законодательства.
Карточку МАП проверяют на подлинность путем внешнего осмотра и проверки по базе данных в реестре соответствующего УГАДН.
При оценке внешнего вида на подделку указывает отсутствие:
Документ изготавливают на бланках строгой отчетности с соответствующей защитой от фальсификации. Внешний вид представлен на фото в интернете.
Подлинность карточки проверяют на сайте Ространснадзора (УГАДН необходимой области) в такой последовательности:
Противоречие полученных данных или отсутствие карты в перечне указывает на подделку.
Сделать карту МАП дешевле, чем выполнить замену тахографа. Главное – получить доступ к международным перевозкам и обеспечить соблюдение должных требований.