Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством определение

Общие сведения

Неправильная организация перевозка негабарита тяжеловесными транспортными средствами (ТС) наносит значительный вред дорогам. Нестандартный груз отличается от обычного большим размером, весом или формой, что требует специальных средств и мер для их перемещения. Несоблюдение законодательных норм может привести к непоправимым повреждениям на дороге и созданию опасных ситуаций для других участников дорожного движения.

Одна из основных причин повреждения дорожного покрытия – использование тяжеловесных ТС. Такой транспорт способен переводить грузы, имеющие значительную массу, что приводит к росту давления на поверхность дороги. Постоянная нагрузка впоследствии вызывают износ и деформацию асфальта или бетонного покрытия. Отслаивание поверхности и образование трещин приводят к ухудшению качества дороги и увеличению затрат на ее ремонт и обслуживание.

Другой типичный ущерб связан с ухудшением инфраструктуры дороги. Часто перевозки негабарита требуют преодоления ограничений в виде мостов, тоннелей, поворотов и других элементов дорожной инфраструктуры. Несоответствие размеров или массы груза и возможностей инфраструктуры приводят к повреждению или разрушению объектов. Это влечет за собой дополнительные расходы на ремонт или замену элементов, а также может временно лишить людей доступа к этим участкам дороги.

Опасность для дорожного движения также возникает из-за несоответствия размеров негабаритного груза стандартным параметрам дорожных разметок, сигнальных систем, др. Например, если груз имеет высокую высоту, он может задевать опоры и провода, что становится причиной срыва электроснабжения или замыкания. В определенных условиях данные ситуации могут дополнительно спровоцировать аварию или пожар.

Наличие системы штрафов за повреждение дорожного покрытия в случае использования тяжеловесных ТС для перевозки негабарита помогает поддерживать инфраструктуру дорог в хорошем состоянии, поддерживая безопасное и эффективное использование сети для всех участников трафига.


 

Нормативная основа

Главным документом, регулирующим использование дорог в России, является Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», или просто Закон № 257-ФЗ.

Закон № 257-ФЗ устанавливает, что порядок возмещения вреда, который может быть причинен тяжеловесными транспортными средствами, а также порядок определения размера этого вреда, должны быть определены Правительством РФ. Помимо этого, в нормативно-правом акте указано, что размер вреда, который может быть причинен тяжеловесным транспортным средством, будет определяться следующим образом:

  1. Если ТС движется по автомобильным дорогам федерального значения, размер вреда будет определяться Правительством РФ.
  2. Если транспорт передвигается по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размер вреда будет определен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  3. Если автомобиль движется по автомобильным дорогам местного значения, размер вреда будет определен органами местного самоуправления.
  4. Если машина движется по частной автомобильной дороге, размер вреда будет определен собственником этой дороги.

В соответствии с Законом № 257-ФЗ, Правительством РФ было принято Постановление от 31 января 2020 года № 67, также известное как Постановление № 67. В этом постановлении были утверждены Правила возмещения вреда, который может быть причинен тяжеловесными ТС.
 

Возмещающий

Владелец транспортного средства несет ответственность за повреждения, нанесенные дорожному покрытию, в соответствии с действующим законодательством. Если в результате проезда по дороге произошло повреждение, владелец ТС обязан возместить ущерб, вызванный данной ситуацией. Это подразумевает возмещение стоимости ремонта, замены асфальтового покрытия или других мер, необходимых для восстановления инфраструктуры в первоначальное состояние.

Чтобы определить, кому будет возложена ответственность и какая компенсация будет взыскана, необходимо установить причину повреждения дорожного покрытия. Если в результате неправильной эксплуатации транспортного средства, например, через небрежное или грубое вождение, дорожное покрытие было повреждено, владелец транспортного средства будет нести полную ответственность за ущерб.

Однако, если повреждение было вызвано неисправностью дороги или неправильным обслуживанием, ответственность может ложиться на другую сторону. Например, если дефектное дорожное покрытие стало причиной повреждения, владелец ТС может обратиться к коммунальной службе или органу, ответственному за содержание дорог, чтобы потребовать компенсацию.

На заметку! Если ответственность неоднозначная, может потребоваться участие специалистов – экспертов по дорожному строительству или представителей страховых компаний, чтобы провести соответствующие исследования.

 

Фиксация факта причинения вреда

Акт взвешивания используется для фиксации факта превышения весовых параметров транспортного средства, что может причинить ущерб дорожному покрытию. Для составления документа требуется наличие специальных пунктов контроля, где проводится весовой контроль ТС в соответствии с методическими рекомендациями.

Согласно положениям Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119, акт взвешивания составляется в 3 экземплярах. Подписывает его должностное лицо, которое выполняет контрольные и надзорные функции (например, представитель транспортной инспекции или таможни), водитель транспортного средства и лицо, которое является владельцем автомобильной дороги или оператором пункта контроля.

Экземпляры акта взвешивания передаются следующим лицам:

  1. Один экземпляр передается должностному лицу, выполняющему контроль и надзор.
  2. Второй экземпляр отдается владельцу автомобильной дороги, на которой был проведен весовой контроль.
  3. Третий экземпляр составляется для водителя транспортного средства.

Акт взвешивания, вместе с информацией о маршруте движения и пройденном расстоянии транспортным средством, учитывается при расчете, начислении и взимании платы за нанесенные повреждения.
 

Порядок расчета

Порядок оплаты и взыскания вреда дорогам происходит по-разному в зависимости от ситуации. В некоторых случаях при составлении акта взвешивания автомобиля расчет возмещения вреда и реквизиты владельца дороги включаются сразу же. Если перевозчик согласен с указанным размером вреда, он может сразу же оплатить его. Однако, если в документе отсутствует фиксированная сумма, владельцем дороги составляется отдельный документ – расчет вреда. Впоследствии тот документ вместе с претензией направляется перевозчику, которым был причинен вред дорогам.

Если перевозчик не оплачивает вред в срок, указанный претензией, эти документы передаются в суд для получения судебного решения. В случае судебного разбирательства перевозчику могут быть возложены дополнительные расходы по составлению искового заявления, участию юриста в судебном заседании, оплате госпошлины или почтовых расходов.

На заметку! Владельцы дорог, хоть и являются в основном государственными или муниципальными организациями, все чаще нанимают коммерческих юристов для защиты своих интересов в суде.

Если в результате судебного разбирательства будет выдан исполнительный лист, и перевозчик не оплатит вред, он будет направлен в Службу судебных приставов. В этом случае к сумме вреда и судебных расходов может быть добавлен 7% исполнительский сбор от суммы задолженности. Судебный пристав-исполнитель может также наложить арест на транспортные средства и имущество перевозчика с его реализацией.

В связи с этим перевозчикам рекомендуется при получении вреда от владельца дороги проверить правильность определения маршрута и пройденного расстояния. В случае несоответствия этих параметров действительности перевозчик имеет право направить свой контррасчет.

Если перевозчик уверен, что допустимые весовые параметры транспортного средства не превышали установленные значения, он также может обжаловать постановление об административном правонарушении, заявив о нарушении процедуры взвешивания и о недействительности акта. Отмена постановления по указанным основаниям приведет к признанию расчета не соответствующим закону и отказу владельцу дороги удовлетворять его исковые требования.
 

Факторы влияния

Оплата и взыскание вреда дорогам – это аспекты, которые помогают поддерживать инфраструктуру в хорошем состоянии. Для понимания этой темы необходимо рассмотреть некоторые факторы, влияющие на порядок оплаты и взыскание штрафа.

Определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами:

  1. Принципы ответственности: когда дорога или инфраструктура повреждается из-за определенных действий или бездействия, необходимо определить, кто несет ответственность за ущерб. Это может быть частное лицо, организация или государственное учреждение, в зависимости от обстоятельств и законодательства.
  2. Доказательства и оценка ущерба: в основе взыскания вреда лежит предоставление доказательств о произошедшем ущербе. Оценка ущерба проводится государственными или частными организациями, которые имеют специальные методы и стандарты для определения стоимости восстановления.
  3. Процесс взыскания: включает подачу заявления о возмещении ущерба, сбор необходимой документации, предоставление доказательств в суде.
  4. Судебное разбирательство: выслушивание свидетелей, экспертные заключения и принятие окончательного решения, определяющего ответственность и размер возмещения.
  5. Обслуживание, ремонт: предотвращение ущерба дорогам – это первостепенный шаг в поддержании инфраструктуры. Регулярное обслуживание и ремонт покрытия может значительно снизить возникновение повреждений и потенциальное возмещение ущерба.

При определении порядка также учитываются различные специфические условия и факторы. Например, погодные условия, наличие инфраструктуры или строительная деятельность вблизи дороги.

На заметку! В основе расчета лежат следующие характеристики: маршрут, превышение весовых параметров, предельно допустимые нагрузки на ось.

 

Методика расчета

В соответствии с российским законодательством, размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется с помощью специальной методики расчета. Указана она в Приложении к Правилам и учитывает несколько факторов.

Во-первых, размер вреда включает превышение значений, которые установлены запрещающими дорожными знаками «Ограничение массы» и/или «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства». Нарушение этих ограничений регулируется Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 года. Также размер вреда учитывает решение о временном ограничении движения транспортных средств, которое принимается в соответствии со статьей 30 Закона № 257-ФЗ.

Во-вторых, учитывается допустимая масса транспортного средства. Это означает, что превышение допустимой массы, установленной для конкретного ТС, влияет на размер вреда, вызванного им. Также рассматривается допустимая нагрузка на ось автомобиля. Таким образом, российское законодательство не только предусматривает наложение штрафов на владельцев транспортных средств, нарушающих правила по ограничению массы, но также обязывает их дополнительно возместить размер вреда, который их транспортное средство причинило дорогам во время совершения рейса с превышением весовых параметров.

  1. Формула для дорог с одеждой капитального и облегченного типа, включая зимний период года:
  2. Формула для дорог с одеждой переходного типа, включая зимний период года:
  3. Размер вреда при превышении значений допустимой массы на каждые 100 километров (Рпм) определяется по формуле:
  4. Базовый компенсационный индекс текущего года (Ттг) рассчитывается по формуле:

Эти формулы используются для расчета размера вреда автомобильным дорогам в зависимости от различных факторов.

На заметку! Для расчета можно использовать калькулятор.

 

Правила оплаты

Оплата возмещения осуществляется на безвозмездной основе. Впоследствии данные средства поступают в федеральный бюджет и используются для финансирования дорожной деятельности РФ. Данный орган обеспечивает контроль и использование средств для ремонтных работ и обслуживания дорожной инфраструктуры.

Существует и альтернативный подход к определению размера возмещения ущерба – расчет вреда с претензией. В этом случае процесс определения суммы возмещения базируется на показателях прямого ущерба, нанесенного дорогам, и учитывает различные фактор, например, стоимость материалов и затрат на работу. В подобных случаях, лицо, причинившее ущерб, обязано оплатить указанную сумму владельцу и/или ответственному за управление дорогой.

Если перевозчик не выполняет обязанности по оплате ущерба, пострадавшая сторона может обратиться в суд. В этом случае окончательное решение будет приниматься соответствующей инстанцией, где судья рассмотрит доказательства и обстоятельства дела и определит размер компенсации. Это может включать не только сам ущерб, но и возможные штрафы или проценты за просрочку выплаты.
 

Возврат излишне взысканных платежей

Иногда могут возникнуть ситуации, когда сумма, удерживаемая с транспортных средств в качестве компенсации за повреждение дорог, превышает реальные затраты на ее восстановление. В этом случае владельцы ТС праве вернуть излишне взысканные платежи.

Для возврата необходимо соблюсти определенную процедура, которая может разниться в зависимости от региона. Так, владельцу автомобиля необходимо предоставить документы, подтверждающие факт оплаты и ущерб, который он причинил государственным или муниципальным дорогам. Эти документы включают квитанции о платежах, фотографии повреждений, страховые документы, т.д.

Когда владелец автомобиля предоставил все необходимые документы, проводится расследование, чтобы оценить степень повреждения и размер возмещения. В некоторых случаях может потребоваться экспертиза или оценка со стороны независимых специалистов. Как только размер излишне взысканных платежей будет определен, осуществляется их возврат.

На заметку! Возврат излишне взысканных платежей – это важный механизм для защиты прав автовладельцев и справедливого расчета компенсаций.

 

Заключение

При движении тяжеловесные транспортные средства на дороге могут возникнуть различные повреждения. Например, разрушение знаков или ограждений, появление трещин или ям, др. В таком случае владельцу ТС необходимо оплатить нанесенный ущерб. Эта процедура регламентируется действующим законодательством и требует соблюдения установленных правил. Для этого необходимо осмотреть место происшествия, проанализировать доказательства, изучить законодательство и нормативные акты, а также собрать свидетельства и показания от сотрудников правоохранительных органов. На основе этого определяется, кто несет ответственность за повреждения и назначается сумма взыскания. Оплачивается она в добровольном порядке.

ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998

НАШ АДРЕС

НАШ ТЕЛЕФОН

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

E-mail: 483859@mail.ru

Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи

Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить

Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам

Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению

г. Чебоксары, ул. Бабушкина 

дом 2д, офис 218