Регламентация
Перевозка скоропортящихся грузов контролируется несколькими надзорными органами, обладающими собственной законодательной базой.
Нормативно-правовые акты
Перевозить продовольственные товары рекомендуется в соответствии со следующими законами:
- Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов (СПС). Договор между государствами, устанавливающий технические требования к ТС.
- Федеральным законом № 52-ФЗ (30.03.1999). Документ, требующий от производителей продуктов питания обеспечить безопасность потребителей.
- Санитарными правилами 2.3.6.1066−01. Устанавливают требования к водителю.
- Постановлением Правительства РФ № 807 «О внесении…». Включает требования к техническому состоянию ТС.
- СанПиН 2.3.2.1324−03. Регламентирует условия провоза скоропорта, требования к хранению.
Важным документом является Решение Комиссии Таможенного союза № 880 (9.12.2011 г.), устанавливающее правила перевозки, хранения и реализации пищевых продуктов. Для данного вида деятельности установлен код ОКВЭД 49.41.
Перечни
На официальной странице Министерства транспорта rosavtotransport.ru в разделе «Деятельность» указан перечень скоропортящихся продуктов. В таблице есть список товаров и максимальная температура, при которой их можно перемещать.
Если говорить про особенности международных перевозок на ТС скоропортящихся грузов, можно отметить наличие таможенных правил и норм, отдельных для каждого государства.
Классификация
Все продовольственные грузы классифицируются по 2 параметрам ‒ происхождению и температурной обработке.
По происхождению
В зависимости от производственного сырья различают товары:
- Растительные. К этой группе относят фрукты и овощи, зелень.
- Животные. Это мясные, рыбные, молочные товары, яйца.
- Растения. Это живые цветы, саженцы, семена и так далее.
- Медицинские товары. Лекарственные препараты, органы для пересадки, кровь, плазма требуют особого температурного режима при транспортировке.
В отдельную группу выделяют продукты питания, подвергнутые обработке ‒ колбасные изделия, сыры, консервы.
По уровню температурной обработки
В зависимости от типа температурной обработки товары подразделяют на следующие группы:
- Свежие. Такие грузы можно перевозить без поддержания температурного режима в естественном виде.
- Замороженные. Продукты, подвергнутые низкотемпературной обработке, транспортируют в ТС с морозильными установками. Рекомендуется от -7 до -17ºC.
- Охлажденные. Требуют поддержания температуры от -7 до +4ºC.
- Глубокой заморозки. Такие грузы перевозят при -18ºC и ниже.
Некоторые товары транспортируют в подогретом состоянии.
По степени годности
Согласно международным санитарным правилам, все продовольственные товары и продукты питания подразделяются на 3 группы:
- Особо скоропортящиеся. Продукты, которые хранятся не более 72 часов. Их транспортируют исключительно на короткие расстояния при температуре не выше 6ºC.
- Скоропортящиеся. Для хранения требуется определенный температурный режим. Срок годности ‒ не более 30 дней.
- Нескоропортящиеся. Можно хранить при обычной температуре и влажности 30 дней и более.
Каким транспортом доставляются
Для транспортировки скоропортящихся продуктов разработано несколько способов. У каждого вида перевозок есть свои особенности, которые важно учитывать при выборе ТС.
Факторы, влияющие на качество
Наиболее значимыми фактором считают внешнюю среду. За время перемещения продукты питания и другие товары с небольшим сроком хранения могут изменяться по весу и объему.
Это происходит из-за погодных условий, содержания в воздухе вредных газов и пыли, воздействия микроорганизмов. Большое влияние оказывают герметичность тары, наличие механических повреждений кузова или упаковки.
На заметку. Одним из второстепенных факторов сохранности груза считают длительность перевозки, влияющую на скоропортящиеся товары. Чтобы избежать порчи, используют оборудованные помещения для хранения, специализированный транспорт и исправную тару.
Отличия видов ТС
Транспортировка скоропортящихся грузов осуществляется следующими видами ТС:
- Автомашины. Скоропорт везут автомобильным ТС от производящего предприятия до места продажи, если они расположены близко друг от друга. Для перемещения на дальние расстояния автотранспорт используют редко. Преимущественно для фруктов и овощей.
- Железнодорожный транспорт. Так перемещают мясо, рыбу, овощи в групповом рефрижераторном составе (ГРПС). Он имеет холодильную установку и приспособления для распределения груза. Для транспортировки термически обработанных продуктов ‒ консервов, напитков ‒ РЖД применяет вагоны-термосы. Они не имеют рефрижераторной установки. Существуют универсальные вагоны, которые укомплектованы средствами охлаждения и обогрева одновременно.
- Водный транспорт. Применяется для перемещения очень крупных партий скоропорта в междугороднем и международном сообщении. В качестве ТС используются суда-контейнеровозы, лихтеровозы. Скоропортящиеся товары размещают в рефрижераторных контейнерах.
- Авиатранспорт. Подходит для перевозки на дальние расстояния. В самолетах не требуется дополнительное охлаждение, так как на высоте в неотапливаемом грузовом отсеке устанавливается температурный режим, необходимый замороженным продуктам. Воздушным транспортом можно перевозить любые товары, включая медикаменты.
Когда напрямую транспортировать груз к месту назначения на одном виде ТС невозможно, требуется смешанная перевозка. Особенностью является использование видов транспорта в разных комбинациях ‒ автомобильный и железнодорожный, авиатранспорт и ЖД.
Внимание! При смешанной перевозке контракт заключается с компанией-посредником, которая несет ответственность за товар на всем протяжении маршрута.
Специальные ТС
К специальным транспортным средствам, используемым для перевозки скоропортящегося груза, относят:
- Рефрижераторы. Транспорт, снабженный морозильной установкой, применяется для перевозки продуктов, которые требуют постоянной минусовой температуры. ТС подойдет для перемещения товаров на большие расстояния при любых погодных условиях. Температуру внутри кузова можно изменять в пределах от -25 до +20ºC.
- Изотермические прицепы и полуприцепы. Способны поддерживать определенный температурный режим внутри кузова благодаря защитному теплоизолирующему покрытию, ограничивающему теплообмен между внутренней и наружной стенками. Такие ТС используют для перемещения товаров на небольшие расстояния.
- Изотермические вагоны. Заменяют прицеп на железной дороге. В качестве теплоизоляции кузова используют пенополиуретан, полистирол и другие материалы. Внутри расположены крепления и приспособления, позволяющие размещать груз рационально. Чтобы дольше поддерживать нужную температуру, изотермические вагоны имеют принудительную вентиляцию, дополнительные охлаждение или обогрев.
- Фургоны-ледники. Один из типов изотермического ТС, в котором для поддержания нужной температуры создается принудительное охлаждение. В качестве источника холода используют настоящий лед, к нему добавляют соль.
- Спецконтейнеры. Используются на водном и морском транспорте. Скоропорт перевозят в вентилируемых или рефрижераторных контейнерах.
Рефрижераторы делятся на классы в зависимости от температуры и мощности морозильной установки.
Класс рефрижератора
|
Температура в охлаждаемом отсеке, ºC
|
А
|
От +12 до 0
|
В
|
От +12 до -10
|
С
|
До -20
|
Требования
Продукты, требовательные к температуре и влажности, перевозят в соответствии с правилами упаковки и маркировки.
Обязательные документы
Пример унифицированного пакета документов на груз по Соглашению СПН:
- Путевой лист, оформляемый компанией-перевозчиком.
- Накладная на товары. Наиболее важный документ, содержащий полную информацию о грузе, ТС и водителе. Накладную готовит отправитель.
- Договор с транспортной организацией. Заверяется одной из сторон ‒ либо поставщиком, либо получателем.
- Сертификат качества. Оформляется в день погрузки.
- Ветеринарный сертификат. Подтверждает соответствие продуктов животного происхождения санитарным требованиям.
- Карантинный сертификат. Оформляется на грузы растительного происхождения согласно фитосанитарным нормам.
Дополнительно можно оформить счет-фактуру. Он не входит в состав обязательных документов, но позволяет избежать нежелательных ситуаций при остановке транспорта сотрудником ГИБДД.
Получение допуска
Транспортные средства должны соответствовать требованиям Госсанэпиднадзора:
- иметь санитарный паспорт и отметку о санобработке;
- своевременно проходить техосмотр;
- иметь в исправном состоянии дополнительное оборудование для создания нужного температурного режима.
Иначе ТС не будет выпущено на маршрут. У водителя должны быть медкнижка и спецодежда.
Упаковка
Скоропортящиеся грузы транспортируют согласно следующим требованиям:
- Мясо проходит ветеринарный осмотр за сутки до отправки.
- Крупные туши можно транспортировать без упаковки. Их необходимо перевозить в чистом, отмытом от крови виде. Тушки мелких животных и мясо кусками заворачивают в бумагу и укладывают в коробки.
- Колбасы, копченые полуфабрикаты упаковывают в картон.
- Замороженный творог, молочные полуфабрикаты в заводской упаковке укладывают в дощатые ящики.
- Молоко везут на завод в теплоизолированных цистернах.
- Топленое масло размещают в бочках.
- При перемещении охлажденной рыбы на дно тары укладывают слой льда.
- Для замороженной рыбы потребуются ящики, выстланные изнутри изолирующим материалом.
На заметку. Если тара и упаковка используется неоднократно, перед новой поездкой ее подвергают санобработке.
Маркировка
При транспортировке скоропорта маркировка очень важна. Она указывает, какие условия нужны при перевозке, и как обращаться с товаром при погрузке и выгрузке.
К условным обозначениям относят знаки:
- «Скоропортящийся груз». Маркировка указывает, что продукты нельзя подвергать воздействию внешней среды, допускать повышения или понижения температуры. Для них требуется сохранять определенный режим.
- «Беречь от солнца». Знаком маркируются грузы, подверженные порче при направлении на них ярких лучей.
- «Не подвергать сырости». Обозначение используется преимущественно для сыпучих грузов (крупы без упаковки, сахар или соль), которые теряют товарный вид под воздействием избыточной влажности.
- «Герметичная упаковка». Запрещающий знак указывает, что тару нельзя открывать при погрузочно-разгрузочных работах или хранении.
Внимание! Если товар можно перевозить только при определенном диапазоне, он маркируется знаком «Ограничение температуры».
Санобработка
Согласно СанПиН, транспортное средство должно иметь санитарный паспорт, который выдает Роспотребнадзор, и проходить обработку до и после перевозки скоропорта.
Чтобы транспорт получил разрешение на новый маршрут, нужны:
- Уборка внутри кузова с использованием моющего раствора (55-60ºC).
- Ополаскивание внутренней части кузова с просушкой.
- Использование дезинфицирующих средств.
- Мойка наружной части ТС щелочной водой с ополаскиванием под напором при помощи шланга.
Дезинфекцию транспортного средства проводят каждые 10 дней.
Погрузка
Перед погрузкой заносят температуру товара в контрольный лист. Сверяют ее с показателями, измеренными при отправке. Температурный режим нужно отметить в транспортной накладной, проверить сопроводительные документы, сохранность тары и опломбирование.
Внимание! Нельзя начинать погрузку без проверки допуска ТС к перевозке скоропорта и визуальной оценки пригодности к рейсу.
Загружать товары нужно в соответствии с правилами:
- Охлажденные и свежие грузы укладывают с зазором не менее 30 см от потолка до верхнего ряда, чтобы поддерживать естественную вентиляцию.
- Упаковку с заморозкой размещают плотно, чтобы полностью использовать полезное пространство.
- После сортировки фрукты и овощи размещают по ящикам плотно, они не должны биться друг о друга.
- Нельзя оставлять зазор между последним рядом и задней стенкой кузова, чтобы не повредить груз при движении.
- Если ящики нельзя разместить без зазора, для уплотнения используют дополнительные материалы.
Часть продуктов нельзя перевозить на одном ТС.
Сборные грузы
При составлении сборных грузов руководствуются правилами сочетаемости продуктов. В одном ТС можно перевозить скоропортящиеся вещи, относящиеся по классификации к одной группе.
Для них устанавливается одинаковый температурный режим. Перевозка сборных грузов происходит в течение времени, которое установлено для товара с наименьшим сроком годности.
Внимание! Совместная перевозка товаров, относящихся к разным группам, запрещается.
В состав сборных грузов не должны входить следующие продукты:
- свежая рыба, замороженная или охлажденная;
- фрукты с сильным запахом, который способен перебивать другие ароматы (цитрусовые, дыня);
- рыба копченая или соленая, икра;
- охлажденное мясо, копченая продукция;
- резко пахнущие овощи (лук, чеснок);
- вяленая рыба, высушенные рыбные концентраты;
- сыры всех видов;
- маргарин и масло;
- дрожжи для хлебопечения.
Внимание! Не допускается перевозка замороженных продуктов в одном ТС с охлажденными.
Сроки
Транспортирование скоропорта требует четкого соблюдения сроков доставки. Время зависит от дальности маршрута и пробега автомобиля в сутки, который приравнивают к 600 км.
Существует 3 срока перевозки:
- Технологический. Зависит от типа груза. Его определяют по количеству времени, в течение которого продовольственные товары сохраняют качество. По окончании технологического срока груз признают испорченным.
- Уставный. Срок утверждается договором, который одна из сторон заключает с транспортной компанией.
- Предельный. Указывается в договоре. По истечении предельного срока перевозчик несет ответственность за несвоевременную доставку и порчу груза.
Перевозчик перед погрузкой должен проверить срок годности и отказаться от груза, который испортится в пути.
Условия для скоропортящихся продуктов
При перевозке скоропортящихся товаров определенные условия, включая температурный режим, должны поддерживаться в течение всего времени. Последний зависит от особенностей груза, расстояния и погоды. Сведения о необходимых условиях предоставляет отправитель.
Мясо и мясные продукты перевозят:
- В замороженном виде при температуре -18-20ºC.
- Охлажденное ‒ при -1ºC.
- Для колбасных изделий, вареной колбасы устанавливается температура 0-6ºC, длительность маршрута – не более суток.
При перемещении молока и товаров из него поддерживают температуру:
- +2-+4ºC ‒ для молока, сыров, сметаны, йогурта, творога, смесей.
- От -18ºC ‒ для сливочного масла, вареников, мороженого.
Для рыбы необходимы условия:
- Для свежей устанавливается температура, комфортная для данного вида. Содержание кислорода – не менее 8 мл.
- Замороженная, филе, морепродукты транспортируются при -18ºC.
- Для соленой и маринованной рыбы нужно 0-3ºC.
В современных ТС контролировать температуру можно при помощи встроенного термометра.
В непредвиденных ситуациях
По статистике, даже тщательная подготовка и проверка не дают стопроцентной уверенности в успешной доставке. Причинами задержки в пути бывают:
- техническая неисправность, когда ТС не может продолжать движение;
- двигатель исправен, но вышло из строя холодильное оборудование;
- заметны признаки порчи товара;
- на дороге ведутся работы, или возникла огромная пробка.
При нестандартной ситуации перевозчик обязан организовать доставку другим транспортом. До его прибытия водитель контролирует температуру в кузове и состояние груза.
В качестве экстренной меры используется передача товара в местные магазины для реализации. Ответственность перевозчика регламентируют статья 35 «Устава автомобильного транспорта» и КоАП РФ.
Транспортировка скоропортящихся товаров ‒ сложное мероприятие. Грузоотправитель должен внимательно отнестись к выбору перевозчика.