Carnet TIR (книжка МДП) – это вид таможенного транспортного документа, который предоставляет водителю грузового автомобиля право на международную транспортировку товаров в рамках конвенции МДП. От обычной перевозки данный вид доставки товаров отличается тем, что грузовая платформа с грузом в пункте отправления опечатывается и опломбированная отправляется транзитом через третьи государства до места назначения.
Международное свидетельство используется в перевозках на автомобильном и грузовом транспорте через территории стран, которые подписали соглашение TIR – на 2021 год в системе участвует более 65 государств.
Примечание. Если транспортировка груза осуществляется с использованием книжки Carnet TIR, таможенный контроль осуществляется на протяжении всей дороги.
Цель системы – ускорить и упростить прохождение процедуры таможенного транзита на границе. Документ необходим для начисления таможенных налогов и пошлин, а также для страхования убытков при доставке груза. Перевозка по книжке МДП позволяет обойти полную растаможку опечатанному транспортному средству на транзитных границах.
Блокнот состоит из отрывных и неотрывных цветных листов:
Документ издается на французском языке, надписи на обложке переведены на английский язык. Книжка вместе с грузовым автомобилем (контейнерами) представляется в каждой таможне (отправления, назначения, транзитных).
В соответствии с международным соглашением, срок действия свидетельства составляет два с половиной месяца (75 дней) с момента его выдачи. Даже в последний день действия документа можно открыть ТИР и осуществить перевозку. Книжка действительна, пока груз не будет доставлен в пункт назначения.
Книжка МДП используется в случае с теми товарами, которые перевозятся грузовым автомобильным транспортом или прицепами. Соответственно, перевозчик, осуществляющий данный вид доставки, должен иметь при себе свидетельство TIR.
При прохождении границы на пропускных пунктах из блокнота в установленной последовательности вырываются листы. Перевозчику отдаются только корешки. На один КПП, занимающийся таможенным оформлением, уходит одна пара страниц: на открытие и закрытие МДП. В открытой книге количество корешков нечетное, в закрытой – наоборот.
Обратите внимание! Начало перевозки груза и ее конец – это не значит, что МДП была открыта и закрыта. Покинуть пропускной пункт с открытой книжкой нельзя. Она всегда открывается и закрывается в пределах одной таможенной зоны.
Согласно условиям международного соглашения и правилам Carnet TIR, к перевозке не допускается спирт (в том числе спиртосодержащая продукция; исключением выступают разные сорта вин и пиво) и табак (в том числе изделия из него; исключение – высушенное сырье).
Для государств, входящих в состав Евросоюза, предусмотрены дополнительные условия. Запрещено перевозить:
Система TIR удобна как для контролирующих органов, так и для самих перевозчиков.
Что она дает сотрудникам таможенных органов:
Перевозчики, использующие систему TIR, имеют следующие преимущества:
За работу Карнет Тир на территории РФ отвечает Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). Невзирая на то, что Россия подписала соглашение и стала участницей системы только в 2013 году, на использование МДП в РФ федеральная таможенная служба вводила серьезные ограничения, особенно это касалось импортируемых товаров.
Причиной наложения жестких условий послужили разногласия между ФТС и АСМАП, основанные на вопросах растаможки товаров. В результате споров таможенная служба объявила что книжка не является гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин.
На территории государств Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика) ТИР функционирует без ограничений.
В конечном счете при ввозе груза ФТС сотрудничает с МПД, но действия распространяются только на закрытые процедуры. Данная ситуация и привела к возникновению трудностей.
Таким образом, после прохождения первого КП российской таможни документ закрывается. Дальнейшая транспортировка товара осуществляется после оформления транзитных деклараций и предоставления квитанции об уплате таможенных сборов.
Выдачей книжек МДП занимаются представительства IRU государств-участников системы TIR. В России такой организацией является АСМАП.
Условия для получения свидетельства:
Документ может быть заполнен владельцем ТС в той части, в которой он должен быть им заполнен.
Так как к точности и аккуратности заполнения книжки выдвинуты строгие требования, рекомендуется передать данное занятие людям, которые работают на таможне. Они тщательно проверят информацию, указанную в инвойсах, накладных и на упаковочных листах.
Если при заполнении МДП была допущена ошибка, исправления выполняются посредством вычеркивания неверных данных. Действие обязательно должно быть заверено печатью. Если этого не сделать, книжка будет считаться недействительной.
Страницу со сведениями о перевозимом транспортным средством грузе следует заполнять на языке государства, из которого отправляется продукция. Внесенная информация должна быть разборчивой и читабельной.
Обратите внимание! В некоторых случаях сотрудники КПП просят перевести манифест на язык их страны. Поэтому лучше заранее подготовить качественный перевод и иметь его при себе.
Отрывные белые и зеленые страницы заполняются сотрудниками контролирующих органов, корешки остаются в книжке. Данные листы должны быть подписаны держателем документа.
Первая страница отрывается при отправке, когда груз осмотрен, опечатан и опломбирован, вторая – когда груз покидает таможенную территорию страны отправления.
Как только груз доставлен, заполненное свидетельство должно быть предоставлено в Ассоциацию Международных Перевозок.
Примечание. Если в течение дороги таможенные пломбы или груз был поврежден, водитель должен сообщить об этом в ближайшую таможенную службу. Сотрудники составят протокол книжки МДП для доставки груза в место назначения.
Carnet TIR предоставляется в нескольких вариантах:
Выбор зависит от количества таможенных процедур, запланированных на маршруте перевозки.
Справка. На каждую таможню (отправления, транзит и назначения) используется по 2 листа. В итоге в книжке должно остаться еще две страницы.
Данные в Карнет ТИР вносятся представительством IRU государств-участников системы. В России данной организацией является АСМАП, а также контролирующие органы.
Документ заполняется следующим образом:
Согласно условиям Конвенции МДП на каждое транспортное средство или кузов может выдаваться один документ. Каждая книжка МДП охватывает максимум 4 пункта погрузки и разгрузки.
Итак, заполнение книжки МДП: рассмотрим особенности и правила заполнения более подробно.
Сведения, которыми заполняются первый и второй неотрывной лист желтого цвета, вносит непосредственно владелец транспортного документа.
Особенности оформления:
Все остальные разделы заполняются в соответствии со своим названием. Пункты после 15 в неотрывных листах 1 и 2 не заполняются.
Держатель книжки Carnet TIR заполняет все страницы, которые используются при транспортировке с соблюдением правил и условий оформления МДП.
Разделы с 16 по 23 и корешок отрывной страницы N1 белого цвета заполняются пунктами отправления и таможнями ввоза стран транзита и назначения.
Нюансы оформления:
Все остальные пункты оформляются в соответствии с требованиями, указанными в названии.
Итак, порядок и особенности заполнения корешка 1:
Пункты 24-28 отрывного листа N2 заполняются таможней ввоза или таможней назначения.
Остальные разделы заполняются в соответствии с требованиями, которые указаны в названии.
Второй корешок также заполняется должностными лицами таможенного органа.
Форма заполняется следующим образом:
Все остальные графы второго корешка и протокола заполняются в соответствии со своим названием.
Справка. Если протокол оформляется контролирующим органом, заполнять 17 раздел необязательно.
Если удостоверения факта дорожно-транспортного происшествия таможней нет (графа 18), протокол считается недействительным.
В случае, если при транспортировке груза произошло происшествие, заполняется протокол о ДТП.
К происшествию относятся:
Протокол о ДТП заполняется должностными лицами таможенного органа. Графы 1, 2, 3 и 5 оформляются в том же порядке, как и на отрывных листах Carnet TIR.
Гарантийное объединение несет ответственность не только за товары, прописанные в транспортном документе, но и за любые другие грузы, которые не перечислены в этой книжке, но находятся в запломбированной части дорожного ТС или в запломбированном кузове.
За другие грузы объединение ответственности не несет.
Книжка МДП считается недействительной в том случае, если какие-либо графы в ней заполнены недостоверной информацией или имеются другие ошибки при оформлении.
Книжка МДП не должна содержать исправлений и помарок. Все коррективы, которые вносятся при оформлении документа, должны быть произведены путем зачеркивания ошибочных данных и добавления, если это необходимо, достоверных указаний. Изменения должны быть подтверждены владельцем документа и удостоверены таможенными органами, в ином случае свидетельство будет недействительно.
SafeTIR – программа, которая позволяет в любое время суток быстро проверить, где и в каком статусе находится транспортный документ. Она была разработана международной организацией IRU с целью сократить риски и обеспечить доступ к данным о перевозке всем участникам системы.
Задачи приложения:
Информация о том, что транспортировка МДП завершена, передается в службы IRU. Сведения загружаются в течение нескольких суток, после чего становятся доступными для таможни, организации, которая предоставляла документ и иных лиц, причастных к перевозке.
Если в транспортном свидетельстве будут выявлены ошибки, которые мог допустить не только перевозчик, но и сотрудники таможни других стран, груз запрещено ввозить на территорию РФ.
Некорректные данные можно исправить путем вычеркивания. Однако, важно помнить, что исправления и новая информация должна быть заверена сотрудниками таможни, которые оформляли документ, а также самим водителем.
За недостоверные данные и иные ошибки, которые не были исправлены в ходе заполнения, последует наказание. Книжка МДП может быть аннулирована, на водителя будет наложен штраф, а груз на время решения вопроса будет задержан.
Из статьи мы выяснили, как работает международный документ, а также алгоритм его оформления. Заполняйте книжку внимательно и старайтесь не допускать ошибок. В случае, если исправления все-таки необходимы, не забудьте заверить новые данные на таможне.
ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998
НАШ АДРЕС
НАШ ТЕЛЕФОН
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
E-mail: 483859@mail.ru
Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи
Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить
Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам
Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению
г. Чебоксары, ул. Бабушкина
дом 2д, офис 218