Паспорт обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры

Понятие

Паспорт безопасности транспортного средства – это официальный документ, который разрабатывается и утверждается компетентными органами или специализированными организациями для поддержания функционирования объектов транспортной инфраструктуры.

Документ включает детальное описание объекта, его систем и инженерных сооружений, а также информацию о возможных рисках и опасностях. Также в ПОТБ приводятся меры и рекомендации по улучшению безопасности, включая требования к персоналу, техническому оборудованию, системам наблюдения, процедурам контроля и превентивным мерам.

На заметку! Основная цель паспорта – минимизировать возможные риски и опасности на объекте автотранспортной инфраструктуры, защита пассажиров, персонала и окружающей среды.

ПОТБ – это главный регламентирующий документ, который используется при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Он представляет собой комплексный анализ и оценку возможных угроз, а также описывает конкретные меры по их предотвращению и минимизации. Разработка и использование документа способствуют повышению надежности и стабильности работы автотранспортных систем. Выдается паспорт Росавтодор.


 

Необходимость

Паспорт безопасности автобуса для перевозки пассажиров выполняет регламентирующую роль, определяя все необходимые меры и процедуры для предотвращения угроз на объекте транспортной инфраструктуры. При его разработке выявляются уязвимости в системе защиты, анализируются потенциальные риски, а также устанавливаются приоритеты и меры по их устранению.

Одна из основных задач документа – обеспечение защиты от аварий, саботажа и других незаконных действий, направленных на нарушение безопасности объекта автотранспортной инфраструктуры. Для этого паспорт устанавливает систему контроля и отслеживания доступа, устанавливает меры по поддержанию защиты территории объекта, строений, коммуникаций и ТС.

Основой разработки документа является анализ рисков и их классификация по степени опасности. Это позволяет определить наиболее уязвимые места и проблемные зоны, требующие приоритетного внимания и принятия решительных мер для их устранения. Также паспорт включает положения о действиях в случае ЧС. В нем описываются процедуры эвакуации, взаимодействия с соответствующими службами и отправления сигналов тревоги.

Регламентация в 2023 году:

  • Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2020 г. N 2070;
  • Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2090;
  • Методические рекомендации по подготовке паспортов, др.

ПОТБ играет ключевую роль в соблюдении требований нормативно-правовых актов и улучшении общей защищенности объекта. Он позволяет определить и предотвратить потенциальные угрозы, а также минимизировать возможные последствия чрезвычайных ситуаций.
 

Для каких ТС нужен

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 09.02.2007, разработка паспорта безопасности требуется следующим категориям ТС:

  1. Автомобильный транспорт для регулярной перевозки пассажиров и багажа: автобусы, маршрутки, такси, школьные перевозки, др.
  2. Автомобильный транспорт для перевозки пассажиров и багажа по заказу.
  3. Автомобильный транспорт для перевозки опасных грузов по специальному разрешению. Сюда входят перевозки веществ, материалов или предметов, которые представляют опасность для окружающей среды или здоровья населения (взрывчатые вещества, химические вещества, т.п).
  4. Городской наземный электрический транспорт.
  5. Железнодорожный подвижной состав.

Паспорт содержит информацию о техническом состоянии ТС, мероприятиях по защите объекта и требованиях к персоналу.
 

Каким ТС не нужен

Статься 3 Постановления N 1640 устанавливает, что разработке паспорта не подлежат:

  1. Перевозчики, осуществляющие перевозки под охраной войск Росгвардии и Министерства обороны.
  2. Перевозчики, задействованные в ритуальных услугах.
  3. Транспортные средства, принадлежащие органам исполнительной власти.
  4. Перевозчики, осуществляющие перевозки на закрытых территориях, где проводятся работы с оружием и т.д.

Эти категории перевозчиков и транспортных средств освобождаются от разработки и наличия документа, поскольку для них существуют иные регулирования и специфические меры по поддержанию безопасности.
 

Разработчик

Разработать паспорт безопасности транспортного средства автобуса можно самостоятельно (бесплатно) или через сторонние фирмы, которые занимаются оказанием соответствующих услуг. При составлении документа важно учесть все аспекты безопасности, включая:

  1. Техническое состояние автотранспортной единицы: состояние двигателя, трансмиссии, тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, а также других важных компонентов.
  2. Документация, регистрация: водительские права, технический паспорт, страховой полис и прочие. Также необходимо убедиться в соблюдении всех правил и требований регистрационного учета транспортных средств.
  3. Защита пассажиров, груза: ремни, подушки, противоугонные системы, системы пожаротушения.
  4. Эксплуатационные условия, требования: особенности эксплуатации транспорта в разных климатических условиях и на разных дорогах, а также соответствие нормам, установленным государственными и международными регулирующими органами.
  5. Оценка рисков, разработка мер по их минимизации: анализ возможных опасных ситуаций и разработка соответствующих мер, направленных на предотвращение аварий.

Разработка паспорта на автомобиль требует комплексного и глубокого подхода, а также тесного взаимодействия разработчиков с экспертами и специалистами по безопасности транспорта. Цена документа зависит от нескольких факторов. Во-первых, это сложность и объем самого паспорта – чем больше необходимо описаний, тем выше будет стоимость. Во-вторых, цена зависит от требуемого уровня экспертизы и квалификации разработчиков. Кроме того, на стоимость документа влияет срочность разработки.

Правила разработки

В соответствии с нормативно-правовыми актами, паспорт безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается на каждое ТС. Оформляется он в виде текстового документа, включающего графические план-схемы и фотоматериалы. Текстовые экземпляры имеют вид брошюр, прошитых и утвержденных подписью и печатью руководителя субъекта автотранспортной инфраструктуры.

Когда документ будет готов, перевозчик обязан оснастить транспортное средство необходимыми системами видеонаблюдения, связи и оповещения, а также выполнять все мероприятия, предусмотренные ПОТБ.

На заметку! Документ разрабатывается с целью систематизации и описания мероприятий по улучшению безопасности. Он служит основным инструментом для планирования, управления и контроля ТБ.

Этапы разработки

Формат, структура документа

  1. Анализ, оценка угроз и рисков, связанных с конкретными транспортными средствами.
  2. Определение необходимых мероприятий, контрольных точек для улучшения безопасности.
  3. Разработка процедур, инструкций.
  4. Внедрение и реализация мероприятий, описанных в паспорте.
  5. Контроль, анализ эффективности мероприятий.

 

  1. Введение, описание целей, назначения паспорта.
  2. Общие положения, правила.
  3. Мероприятия, процедуры.
  4. Контрольные точки, механизмы контроля.
  5. Оценка, анализ эффективности мероприятий.
  6. Заключение, приложения.

Разработка и использование паспорта на автотранспорт снижает риски аварий, обеспечивает защиту пассажиров и перевозимых грузов, а также создает действенную систему контроля и управления ТБ.
 

Ответственность

Перевозчики и владельцы транспортных средств несут ответственность за разработку паспорта. Здесь содержится информация о процедурах и мероприятиях, которые должны быть реализованы для гарантированного поддержания безопасности автотранспортного средства. Отсутствие документов свидетельствует о небрежности и недостаточной защите ТС, а также его пассажиров.

Если в ходе проверки компетентными органами были выявлены нарушения требований, соответствующее лицо или организация подлежат административной ответственности в соответствии с статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно этой статье, нарушители могут быть оштрафованы. Штраф зависит от степени нарушения и юридического статуса нарушителя. Так, для юридических лиц предусмотрены штрафы в следующих размерах: до 100 000 рублей по части 1 статьи 11.15.1, до 200 000 рублей по части 2 той же статьи. Если нарушение было совершено умышленно, сумма штрафа может составлять 500 000 рублей по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

В некоторых особых случаях применяется более серьезное наказание. Например, приостановление деятельности организации на период до 90 суток. Таким образом, нарушение требований по автотранспортной безопасности может повлечь за собой различные административные санкции.

На заметку! Ответственность за отсутствие соответствующих ПОТБ ложится и на перевозчиков и владельцев транспортных средств.

 

Содержание

Типовая форма паспорта представлена в Постановлении Правительства РФ от 8 октября 2020 года N 1640. В этом документе содержится типовая форма документа и требования к его заполнению. Кроме того, в нормативно-правовом акте представлены разделы, которые должны быть включены в паспорт. Они включают указание марки, модели, год выпуска, а также информации о системах защиты, включая пожарную безопасность, системы предотвращения аварий, систему контроля тормозов, другие важные аспекты.

В ПОТБ также указываются сведения о документах, необходимых для эксплуатации ТС, например, сертификаты на оборудование и компоненты безопасности. Документ также должен включать сведения об испытаниях, которые проводились для определения соответствия транспортного средства требованиям национальных стандартов.
 

Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры

Порядок заполнения паспорта определен действующим законодательством. В первом разделе бланка (общие сведения) необходимо указать:

  1. Наименование юридического лица – официальное название организации или компании, которая зарегистрирована в соответствии с законодательством страны.
  2. Юридический адрес – закрепленное местоположение организации, указанное в документах регистрации. Фактический адрес представляет собой место, по которому организация фактически находится и ведет деятельность.
  3. Контактные данные: адрес электронной почты, телефон и факс организации.
  4. ОГРН (Общероссийский государственный реестр юридических лиц) – уникальный идентификационный номер юридического лица, присваиваемый при его регистрации.
  5. ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) – номер, присваиваемый каждому налогоплательщику в стране. Он служит для идентификации организаций и физических лиц в налоговой системе страны.

Все сведения должны быть достоверными и полными.
 

Сведения о ТС и об осуществляемых перевозках

Паспорт должен содержать следующую информацию о транспортном средстве и осуществляемых перевозках:

  1. Реестровый номер (серия и номер).
  2. Марка, модель и модификация транспортного средства: указываются данные о производителе и конкретной модели транспорта, а также информация о его модификации, если таковая имеется.
  3. Категория и класс, соответствующие ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»: отражают допустимые категории и классы ТС согласно положениям технического регламента ТР ТС 018/2011.
  4. Идентификационный номер (код VIN):  17-значный номер, который помогает однозначно идентифицировать транспортное средство и содержит информацию о его характеристиках и происхождении.
  5. Идентификационный номер (код VIN) подменных транспортных средств: в случае, если паспорт оформляется на группу автотранспортных средств, в этом разделе указываются идентификационные номера (коды VIN) всех транспортных средств, входящих в данную группу.
  6. Назначение перевозки: определяет цель транспортировки груза или пассажиров. Назначение перевозки бывает разным, например, грузовая, пассажирская или комбинированная.
  7. Маршрут перевозки: указывает маршрут, по которому выполняется транспортировка. Здесь могут быть указаны начальная и конечная точки маршрута, а также промежуточные остановки или пункты назначения.
  8. Вид перевозки: определяет способ транспортировки груза или пассажиров. Вид перевозки может быть автомобильной, железнодорожной, морской, речной, авиационной и т. д.
  9. Вид сообщения перевозки: указывает характер перевозимых объектов или грузов. Например, сообщение перевозки может быть грузовым, пассажирским, автобусным, такси и т. д.

Эта информация помогает контролировать и улучшать безопасность транспортных средств и их перевозок.
 

Сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности

В паспорте указывается адрес местонахождения пункта управления, которое отвечает за координацию и контроль работы системы обеспечения ТБ. Также указывается лицо, ответственное за работу пункта управления, осуществляющее руководство и контроль за функционированием технических средств.

В данном разделе перечисляются все конкретные устройства, оборудование и системы, применяемые для улучшения безопасности. Например, видеокамеры наблюдения, датчики движения, сигнализация, контроль доступа, детекторы металла и т.д. Также указывается расположение этих средств на транспорте или вокруг него.

В конце приводится более подробная информация о каждом техническом средстве: модель, производитель, основные функции и возможности, особенности монтажа и подключения, периодичность обслуживания и т.п.
 

Осуществляемые меры по обеспечению транспортной безопасности

В паспорте прописываются конкретные меры по обеспечению автотранспортной безопасности.

Уровень

Описание

1

Акцент делается на проактивных мерах, направленных на предупреждение возможных угроз и обеспечение позитивного результата в области безопасности. Включение экспертов, формирование оперативной группы по мониторингу, проведение систематического анализа рисков и принятие соответствующих мер предоставляют возможность оперативно реагировать на возникающие угрозы и предотвращать их реализацию. Постоянный обмен информацией между ответственными структурами и применение инновационных технических средств поддерживают высокий уровень ТБ.

2

Меры, направленные на активное обнаружение и предупреждение угроз: расширение спектра привлекаемых к спецоперации сил и средств, проведение оперативно-разыскных мероприятий, повышенное внимание к контролю и проверкам персонала автотранспортных организаций и поставщиков услуг, а также использование автоматизированных систем контроля и обнаружения.

3

В таких условиях оперативные меры становятся приоритетными. Это подразумевает установку дополнительных контрольных постов, ужесточение проверок и досмотров, разработка эвакуационных планов и сценариев для оперативной эвакуации, увеличение плановых инспекций и ограничений на пребывание в некоторых зонах, повышение готовности сил и средств для оперативных реакций на экстренные ситуации.

 

Сведения о лицах, отвечающие за безопасность ТС

Лицо, отвечающее за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры:

  1. Должность: указывается должность, например, директор по безопасности или начальник отдела безопасности.
  2. Контактный телефон (мобильный): номер телефона, по которому можно связаться в случае необходимости.
  3. Факс: номер факса, если есть.
  4. Адрес электронной почты: это адрес, на который можно направить письма или запросы, связанные с безопасностью автотранспортной инфраструктуры.
  5. Дата и номер приказа о назначении: указывается дата, когда лицо было назначено на должность по обеспечению транспортной безопасности, а также номер соответствующего приказа или документа.

Эти данные позволяют организовать эффективную коммуникацию между лицами, ответственными за защиту объектов, а также обеспечивают прозрачность и легкость доступа к информации о них.
 

Приложения

Приложения паспорта содержат:

  1. Результаты обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер по предотвращению угроз.
  2. Копии договоров с подразделениями автотранспортной безопасности либо положение (устав).
  3. Организационная структура (схема) управления силами обеспечения ТБ.
  4. Список должностных лиц.
  5. Правила информирования государственных органов об актах незаконного вмешательства.
  6. Порядок доведения до сил информации об изменении уровней защиты транспортного средства.
  7. Правила доступа к сведениям из паспорта.
  8. Согласованные правила.
  9. Схема размещения технических средств.

ПОТБ помогает перевозчику контролировать и обеспечивать безопасность всех своих транспортных средств, регламентировать их использование и своевременное техническое обслуживание.
 

Корректировка паспорта

Время от времени возникает необходимость корректировки паспорта автотранспортной безопасности транспортного средства. Связаны они могут быть с разными факторами: изменения в технических характеристиках, модификации системы безопасности или обновление информации о ТС.

Процесс корректировки документа осуществляется в соответствии с установленными правилами и процедурами. Перевозчик или владелец транспортного средства должен обратиться в компетентный орган, ответственный за выдачу и обновление ПОТБ. В этом случае необходимо предоставить документы и информацию, необходимую для внесения изменений. Например, техническую документацию, сертификаты соответствия, информацию о системах защиты, др.

После получения всех необходимых данных и документов, компетентный орган рассматривает и подтверждает корректировку паспорта. После этого актуализированный документ выдается владельцу или перевозчику.
 

Заключение

Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (ОТБА) – это документ, разрабатываемый и утверждаемый организацией-перевозчиком для каждого транспортного средства, входящего в его парк. Основная цель документа – обеспечение безопасной эксплуатации ТС, совершение безаварийных поездок и предотвращение возможных происшествий на дорогах.

ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998

НАШ АДРЕС

НАШ ТЕЛЕФОН

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

E-mail: 483859@mail.ru

Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи

Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить

Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам

Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению

г. Чебоксары, ул. Бабушкина 

дом 2д, офис 218