Лицензия на такси с 1 сентября 2023 новые правила по закону

Новые требования

С 1 сентября 2023 года в Российской Федерации начал действовать новый закон, который регулирует услуги такси. Касается он как небольших компаний, которые выполняют пассажирские перевозки напрямую, так и крупных агрегаторов, предоставляющих сервис для заказа транспортного средства.

Одно из главных нововведений – наличие у водителей разрешения на работу в сфере такси. Также были усилены требования к операторам такси, включая условия для получения и продления лицензии. Новые нормы и правила были разработаны для регулирования и улучшения этой отрасли с целью обеспечения безопасности клиентов и справедливых условий для всех участников рынка.


 

Необходимость

Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ – это документ, который регулирует организацию и осуществление пассажирских перевозок в России с использованием такси служб на легковых автомобилях. Данный акт был утвержден для установления правовых норм, соблюдение которых поддержит безопасность пассажиров, повышение качества услуг и улучшение условий работы водителей.

Новые правила были введены с целью регулирования служб такси в и приведения их деятельность в соответствие с требованиями законодательства. Ранее отсутствие единой правовой базы и контроля над перевозчиками создавало проблемы, касающиеся неквалифицированной работы водителей, использования транспортных средств, которые не отвечают требованиям безопасности, отсутствия лицензирования.

На заметку! Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ устанавливает требования к условиям работы служб такси, включая состояние и техническую исправность транспортных средств, наличие специального оборудования для безопасности пассажиров, а также обязательность прохождения водителями соответствующих проверок и обучения.

Кроме того, закон определяет права и обязанности водителей такси и их пассажиров. Он описывает порядок определения тарифов, регулирует обязательное наличие договора между водителем и пассажиром, а также определяет ответственность сторон за возможные нарушения условий перевозки. Нормативно-правовой акт также фиксирует правила регистрации и лицензирования такси, что позволяет контролировать количество и качество услуг, предоставляемых на рынке.
 

Разрешение на работу в такси

Оформление лицензии на такси включает в себя несколько этапов.

Этап

Описание

Подготовка документов

Для начала необходимо подготовить документы для получения лицензии: копии паспорта соискателя, свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, документы, подтверждающие наличие автопарка и его техническую готовность, а также справку о несудимости.

Подача заявления

После подготовки документов необходимо подать заявление в соответствующий орган. В заявлении указываются данные о соискателе, информация о транспортном средстве и фирменный знак такси (если такой имеется).

Проведение проверок

После получения заявления компетентный орган проводит проверку соответствия предоставленных документов требованиям. Как правило, проводятся проверки технического состояния автомобилей, а также проверка финансовой стабильности и надежности соискателя.

Оплата государственной пошлины

Для получения разрешения необходимо оплатить за государственную пошлину.

Выдача лицензии

Если лицензиат отвечает всем требованиям, компетентные органы примут решение о выдаче документа.

Для получения лицензии на такси требуется:

  1. Образование: минимальное образование или квалификация в области вождения.
  2. Водительское удостоверение: водитель должен иметь действующее водительское удостоверение на соответствующую категорию транспортного средства (категория Б).
  3. Опыт вождения: не менее 3 лет.
  4. Медицинское освидетельствование: водители обязаны проходить медицинский осмотр.
  5. Пройти тесты и экзамены: органы регулирования могут потребовать прохождение тестов и экзаменов, чтобы проверить знания правил дорожного движения, общение с клиентами и другие навыки, необходимые для таксиста.
  6. Финансовые требования: финансовые гарантии или залог для покрытия необходимых страховок.

Согласно новому законодательству, с 1 сентября 2023 года разрешения будут выдаваться бесплатно во всех регионах Российской Федерации. Получить лицензию можно через МФЦ или Госуслуги. Срок выдачи документа ограничен пятью рабочими днями.

На заметку! Новые меры были введены для упрощения процесса получения разрешительной документации, сделав его доступным для всех желающих.

 

Новое для самозанятых

С 1 сентября вступает в силу новый закон, согласно которому для работы в такси в качестве самозанятого не требуется оформлять ИП. Теперь водители могут сотрудничать с такси службой напрямую или через таксопарк по агентскому договору (при условии получения разрешения).

На заметку! Перевозки в такси на самозанятой основе означают, что водители будут работать в качестве физических лиц, а не юридических. Они смогут заключить договор с сервисом заказа такси и предоставлять услуги пассажирам.

В договоре будут указаны сроки выполнения заказов, тарифы и вознаграждения, а также права и обязанности водителя и сервиса.
 

Необходимые документы

Для получения разрешения необходимо предоставить пакет документов. Вот подробный список:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя или представителя заявителя. Например, паспорт.
  2. Копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые будут использоваться для перевозок пассажиров и багажа легковым автомобилем. Копии свидетельств должны быть заверены заявителем. Свидетельства о регистрации подтверждают, что транспортные средства находятся в собственности заявителя.
  3. Копия договора лизинга или договора аренды ТС. Если заявитель планирует использовать такси на основе договора лизинга или аренды, копия этого договора должна быть заверена заявителем. Такой договор подтверждает, что транспортное средство было предоставлено заявителю по договору и на законном основании.
  4. Копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения авто. Если заявитель является индивидуальным предпринимателем и планирует использовать транспортное средство, предоставленное физическим лицом, необходима копия нотариально заверенной доверенности. Эта доверенность дает заявителю право распоряжаться ТС и использовать его для перевозки пассажиров и багажа.

При подаче документов в регулирующий орган или ведомство, важно убедиться, что копии документов правильно заверены и соответствуют требованиям.


 

Заявление

Для получения лицензии на такси необходимо заполнить заявление. Типовая форма документа опубликована на сайте Госуслуг. В заявлении необходимо указать следующие сведения:

  1. Полное наименование: полное юридическое наименование компании, зарегистрированной в соответствующем органе.
  2. Место нахождения: юридический адрес такси-службы.
  3. ОГРН: уникальный номер, присваиваемый при государственной регистрации компании.
  4. Наименование и место нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию.
  5. Идентификационный номер налогоплательщика: ИНН организации.
  6. Телефон: рабочий или мобильный номер.
  7. E-mail (если имеется).
  8. Приложение.

В конце заявления необходимо поставить подпись и указать дату подачи.

На заметку! Предоставление ложных сведений при получении лицензии может привести к административной ответственности в виде штрафа или отказа в выдаче документа.

 

Аннулирование

В России действуют требования и стандарты, которые должны соблюдать водители и такси-службы. Их нарушение может привести к аннулированию разрешения. Одна из главных причин отзыва лицензии – несоответствие автомобиля нормам безопасности. Например, отсутствие опознавательных знаков или шашечного пояса, желтой и серой полос на кузове. Данные элементы необходимы для узнаваемости такси и безопасности пассажиров.

Второй причиной аннулирования является непрохождение предрейсовых медосмотров водителями. Это важный этап, который позволяет проверить состояние здоровья и психоэмоциональную устойчивость работника. Несоблюдение данного требования может повлечь за собой опасность для пассажиров.

Третья причина – отсутствие у водителя обязательного 3-летнего водительского стажа. Это требование указано в правилах перевозки пассажиров, поэтому его нарушение влечет за собой отзыв разрешения. Срок действия документа может быть приостановлен и из-за предоставления поддельных документов или ложной информации.

Снятие с налогового учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также может стать причиной аннулирования разрешения. Это может указывать на незаконную деятельность или нарушение налогового законодательства.

Минтранс вместе с полицией активно проводят работу по пресечению деятельности нелегальных таксистов и обеспечению соответствия водителей региональному стандарту. Эти действия направлены на поддержание безопасности и комфорта пассажиров, а также на борьбу с нелегальной деятельностью в сфере.
 

При наличии действующей лицензии

Лицензия – это официальный документ, выдаваемый государственными или муниципальными органами, который разрешает осуществлять коммерческую перевозку пассажиров на транспортных средствах. Для владельцев автомобилей лицензия на такси в 2023 году является важным документом, поскольку позволяет законно выполнять перевозки пассажиров и получать доход от этой деятельности.

Если владелец такси уже имеет лицензию, ему не требуется вносить в документ изменения. Разрешение будет действовать до окончания установленного срока. Однако необходимо помнить о том, что разрешение на работу в такси 2023 обязывает владельца соблюдать все соответствующие требования и стандарты, предписанные органами.
 

Запрет на работу в такси

Согласно новым правилам, вступающим в силу с 1 марта 2023 года, водителям такси будет запрещено управлять автомобилем в следующих случаях:

  1. Если водитель имеет более трех неуплаченных административных штрафов за нарушения в области дорожного движения на день до провоза пассажира.
  2. Если водитель не прошел аттестацию на знание расположения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций, а также других значимых мест в регионе.
  3. Если у водителя были повторно отобраны права за административные нарушения в сфере дорожного движения до истечения года с момента окончания предыдущего срока такого наказания.
  4.  Если у водителя имеется активная судимость или он преследуется по Уголовному кодексу Российской Федерации за совершение серьезных преступлений.

Данные изменения направлены на повышение безопасности в сфере такси, обеспечение надежности и качества услуг. Введение ограничений помогает исключить лиц с нарушениями закона или плохой репутацией, что позитивно сказывается на доверии пассажиров к данному виду транспорта.
 

Требования к ТС

Законодательство позволяет местным властям определить требования, касающиеся внешнего вида такси. В соответствии с законом, такси должны быть окрашены в желтый цвет, иметь специальный цветографический знак в виде шашечек на боку и оранжевый фонарь на крыше. Однако, для применения этих требований в конкретном регионе необходимо наличие соответствующего постановления. При отсутствии такового таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде своих автомобилей.

Если таксист уже получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу, ему не требуется менять цвет или другие параметры транспортного средства. Тем не менее при оформлении новой лицензии перевозчики будут обязаны привести ТС в соответствие с нормами закона.

На заметку! Некоторые регионы уже ввели единую цветовую гамму для такси. В Москве и Московской области данные правила действуют с 2017 года.

Новые требования к такси в 2023г:

  1. Хорошее техническое состояние, регулярные технические осмотры.
  2. Специальное оборудование, включая таксометр, дисплей для отображения информации о поездке, др.
  3. Чистота салона.
  4. Достаточное количество мест для пассажиров и их багажа.
  5. Соответствие экологическим требованиям (в некоторых странах).

Относительно цены поездки, водители такси могут рассчитывать ее в зависимости от тарифа, расстояния и продолжительности с помощью таксометра. Наличие таксометра на автомобиле не является обязательным, поэтому решение о его установке остается на усмотрение самих таксистов.


 

Требования к сервису такси

Согласно новым требованиям, перевозчики обязаны передавать информацию в ФСБ (Федеральную службу безопасности) и МВД (Министерство внутренних дел). Для этого сервис такси должен вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге. В этом журнале должна быть зафиксирована следующая информация:

  1. Номер заказа.
  2. Дата и время, когда заказ был принят и выполнен.
  3. Адрес начала и окончания поездки.
  4. Марка, модель и госномер легкового такси.
  5. Фамилия, имя и отчество водителя.
  6. Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
  7. Телефон заказчика.
  8. Дополнительные требования к поездке.

Перевозчик обязан хранить эти записи в течение минимум 6 месяцев.

На заметку! В случаях, определенных законом, например, при проведении уголовного дела или проверке сообщения о преступлении, перевозчик обязан предоставить эти записи по требованию ФСБ или МВД.

Кроме того, служба заказа легкового такси, зарегистрированная в реестре, обязана предоставлять ФСБ удаленный доступ к базам данных о заказах в любое время. МВД же такой круглосуточный доступ не предусмотрен – информацию можно получить только по запросам. Перевозчики, которые не внесены в реестр, обязаны предоставлять сведения в течение 3 до 10 рабочих дней с момента запроса.
 

Норма об ответственности службы такси

Нововведения установили, что ответственность за возмещение ущерба, вызванного авариями или другими инцидентами, возлагается не только на водителя, но и на службу такси. Главное условие взыскания ущерба – он не покрывается страховкой по ОСАГО. Данное правило призвано защитить интересы потерпевших в ДТП или других ситуациях на дороге.

На заметку! Теперь службы такси также будут нести ответственность и, если нужно, компенсировать ущерб, который не покрывает страховка по ОСАГО. Это означает, что потерпевший больше не обязан обращаться в суд для получения возмещения ущерба от службы такси. Такое положение увеличивает защиту прав и интересов граждан, а также облегчает рассмотрение и решение подобных споров.

 

Наличие филиалов у службы такси

Если количество заказов в регионе работы таксиста превышает 4 тысячи в сутки, служба такси должна создать филиал. Система филиалов – это важное средство для развития и улучшения качества услуг. Они позволяют снизить время ожидания клиентов и улучшают обслуживание, особенно в периоды повышенного спроса на транспортные средства.

Филиал является отдельной подструктурой службы такси и может включать:

  • диспетчерский центр;
  • автопарк;
  • персонал, занимающийся приемом заказов и организацией поездок.

Решение о создании филиала в регионе должно быть взвешенным и основываться на анализе спроса на такси и потенциальных выгодах от расширения деятельности службы.
 

Создание единой государственной системы для такси

В 2023 году была введена новая информационная система, объединяющая службы такси в единую государственную систему. Цель этой системы – собирать информацию из региональных реестров для более эффективного регулирования данной сферы деятельности.

В базу данных системы будут вноситься:

  • номер записи;
  • дата внесения записи;
  • марка, модель, госномер автомобиля;
  • VIN-код.

Также будут предоставлены данные о собственнике автомобиля, включая номер и дату выдачи СТС. Дополнительно система будет содержать информацию о дате заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, а также номер этого договора.

Доступ к системе получат страховые компании, ГИБДД и обычные граждане. Пассажиры смогут использовать систему для проверки действительности лицензий. Сотрудникам ГИБДД это обеспечит более удобное штрафование нарушителей, которые перевозят пассажиров без соответствующей лицензии. Система также повлияет на страховую сферу.
 

Продолжительность работы таксиста

Согласно новым правилам, вступающим в силу с 22 июня 2023 года, для физических лиц, работающих в сфере такси, будут установлены жесткие правила относительно рабочего времени и отдыха. Разработаны они Министерством транспорта РФ и будут распространяться на всех водителей, включая самозанятых.

Общая продолжительность рабочего времени таксиста не должна превышать 12 часов и отсчитывается от момента передачи информации о начале смены в диспетчерскую службу. В это время включается ожидание пассажиров, движение к пункту посадки, время ожидания заказов или ремонта. После выезда на работу водитель имеет право объявить обеденный перерыв не позднее, чем через пять часов.

Время отдыха таксистов регламентируется Правилами дорожного движения. ПДД позволяют управлять автомобилем максимум четыре с половиной часа, после чего водитель обязан сделать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Ежедневный отдых должен составлять не менее 9-11 часов, а недельный – не менее 60 часов. Водителям также предоставляется право на два выходных дня (45 часов непрерывного отдыха) каждые шесть дней.

Учет рабочего времени водителей такси должен вестись в бумажном или электронном журнале. Отслеживание соблюдения нормативов лежит на службах заказа такси. Диспетчерская служба не имеет права передавать новые заказы водителям, не соответствующим требованиям отдыха. Данные нормы направлены на повышение безопасности дорожного движения и качества услуг по перевозке пассажиров легковым такси.
 

Партнеры Яндекс.Такси

Законодательством определено несколько участников рынка такси:

  1. Перевозчик: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый, который имеет разрешение на осуществление перевозок пассажиров. Перевозчик может быть подключен к таксопарку или работать самостоятельно.
  2. Служба заказа легкового такси (СЗЛТ): юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
  3. Оператор флота: владелец автомобилей, которые внесены в реестр легковых такси. Оператор флота также может быть юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или самозанятым.

Яндекс Такси является службой заказа легкового такси и может передавать заказы только перевозчикам или другим СЗЛТ. Партнерам сервиса предоставляется возможность выбора роли между перевозчиком, СЗЛТ и оператором флота, исходя из их бизнес-модели таксопарка.

Таксопарки с собственными автомобилями могут выбрать одну из трех ролей в зависимости от своей стратегии развития. Если они станут перевозчиками или СЗЛТ, то могут получать заказы от Яндекс Такси и выполнять их своими водителями или передавать заказы другим перевозчикам.

Если таксопарк решит стать оператором флота, то сможет предоставлять свои автомобили, внесенные в реестр легковых такси, другим перевозчикам, которые будут получать заказы от СЗЛТ.

Таксопарки, не имеющие собственных автомобилей и работающие с водителями-частниками, также могут выбрать между ролью перевозчика или СЗЛТ. В первом случае они получат разрешение на выполнение перевозок и сами будут выполнять заказы с помощью своих водителей. Во втором случае они включаются в реестр СЗЛТ и передают заказы от Яндекс Такси другим.


 

Наказания

При перевозках пассажиров без лицензии действующим законодательством предусмотрены штрафы. Если водителя остановит сотрудник ГИБДД, и он не будет иметь разрешения с собой, то должен будет заплатить штраф в размере 5000 рублей.

Таксование без лицензии предусматривает следующие санкции:

  1. Физическое лицо будет обязано заплатить штраф в диапазоне от 2000 до 2500 рублей.
  2. Должностные лица (например, руководители таксопарка) оплатят штраф от 4000 до 4500 рублей.
  3. Юридическим лицам, то есть организациям, будет необходимо будет отдать от 40 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, владелец может столкнуться с конфискацией автомобиля.
 

Критика нововведений

Недавние нововведения в отрасли такси вызвали дискуссии, поскольку имеют долгосрочные отрицательные последствия для данной сферы услуг. Теперь службам такси становится крайне невыгодно работать в таких условиях. В худшем случае их может ожидать блокировка за нарушение требований законодательства.

Одна из проблем, связанных с нововведениями, заключается в ухудшении конкуренции. Многие текущие такси-службы столкнуться с финансовыми затруднениями и проблемами, связанными с обеспечением соответствия новым правилам и требованиям. В таком случае некоторые из них будут вынуждены прекратить свою деятельность или сильно сократить масштабы бизнеса.

На заметку! Сокращение числа служб такси может привести к большей стоимости услуг, поскольку спрос останется, но предложение уменьшится.

Кроме того, регуляторные органы и государственные инстанции могут принимать решения по ограничению или даже полной блокировки деятельности служб такси. В таком случае сервисам придется закрыться или существенно менять модели ведения деятельности.
 

Заключение

Лицензия на такси – это документ, выдаваемый государственными органами или муниципальными властями, который позволяет владельцу автомобиля выполнять перевозки пассажиров. Для получения разрешения соискатель должен отвечать установленным требованиям, включая наличие водительского удостоверения, страховки на автомобиль и пассажиров, а также соблюдение правил дорожного движения и безопасности пассажиров.

ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998

НАШ АДРЕС

НАШ ТЕЛЕФОН

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

E-mail: 483859@mail.ru

Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи

Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить

Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам

Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению

г. Чебоксары, ул. Бабушкина 

дом 2д, офис 218