Географическое положение страны – ее естественный ресурс. Если через нее проходят международные грузопотоки, то в ней будет развиваться логистический бизнес (операции по перегрузке, сортировке товаров и т.д.), придорожный сервис, дорожная и портовая инфраструктура.
Для реализации географического потенциала перевозчикам должно быть удобно ездить через страну, требуется большое количество разрешений на въезд. Однако при интенсивном движении изнашивается дорожное полотно, растут затраты на его ремонт. Местные транспортные компании уступают в конкуренции глобальным (они загружают свой автомобиль в одной стране и везут груз до места назначения).
Малое количество дозволов улучшает экономическое положение местных логистов, но требует устройства перегрузочных пунктов, что влечет за собой дополнительные затраты. Международные компании могут изменить маршрут, проехав мимо неудобной страны, что увеличит издержки. Поэтому министерствам транспорта приходится решать сложную задачу поиска оптимального количества выдаваемых разрешений.
Казахстан входит в ЕАЭС. Членами организации являются также Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Для таких стран не требуется казахский дозвол. Автопоезда перевозчиков из этих стран могут въезжать на территорию друг друга или выезжать с нее по упрощенной процедуре.
Другие государства-участники международной торговли и логистики, например, Турция, Грузия, Китай, при въезде в РК (Республику Казахстан) обязаны оформлять и заполнять казахстанский дозвол. Без него ТС не пустят в страну, что приведет к дополнительным затратам (проживание и питание водителя, оплата стоянки автомобиля, доставки документов и т.д.).
Международные перевозки осуществляются с оформлением разрешением на въезд на территорию другой страны. Между государствами-членами ЕАЭС установлен упрощенный порядок грузоперевозок. Достаточно иметь при себе удостоверение допуска перевозчика к международным транспортным перевозкам грузов и карточку допуска ТС к заграничным грузоперевозкам.
Для получения удостоверения и карточки МАП необходим предоставить:
В некоторых случаях могут потребоваться документы, подтверждающие исправность и корректность показаний тахографа.
Международные грузоперевозки регулируются конвенцией МДП. В ней отражены правила оформления документов, решения конфликтных ситуаций, требования к техническому и экологическому состоянию ТС, организации работы в компании-перевозчике.
Взаимодействие в рамках оформления дозволов, карточек доступа к международным перевозкам осуществляют министерства транспорта. В России распределение квот на въезд на территорию страны осуществляет общественная организация АСМАП. В ее задачи также входит помощь в решении конфликтных ситуаций, защита интересов российских перевозчиков, консультации по сложным и спорным вопросам.
Дозвол в Казахстан может быть 3 видов:
Важно! В РК разрешение на въезд действительно только в одну сторону. Если перевозчик встает на погрузку в РК, затем едет с грузом в другую страну, то потребуется оформить 2 разрешения.
В РФ выдачу дозволов осуществляет Ространснадзор. Он же выдает удостоверение и книжку допуска МАП при поездке в страну ЕАЭС. Обратиться с заявлением и пакетом нужных документов можно лично или через портал Госуслуг. При отсутствии опыта и необходимых знаний в международных перевозках рекомендуется обратиться в логистическую компанию, которая оказывает помощь в оформлении разрешений на въезд.
На заметку! В связи с событиями на Украине в 2022 года логистические потоки существенно изменились. Перед подачей заявления рекомендуется обратиться в АСМАП для уточнения наличия квот по проезду по территории определенных стран. Может потребоваться корректировка маршрута.
Работать с логистической компанией или региональным управлением Ространснадзора решает сам перевозчик. Привлекать помощь целесообразно, если поездки за рубеж осуществляются редко, либо маршрут сложный.
Нанимать отдельного специалиста для подачи заявки в Ространснадзор, содержать его в штате резонно при совершении постоянных международных перевозок, наличия большого количества стандартных рейсов. Такой сотрудник будет собирать документы, находиться в постоянном взаимодействии с региональным управлением Ространснадзора, АСМАП, решать проблемные ситуации при нахождении водителя за границей. Он всегда будет в курсе последних изменений законодательства.
Для получения дозвола нужно предоставить:
Государственная услуга Ространснадзора – бесплатная. Оплатить придется АСМАП за предоставление квоты для проезда ТС по территории иностранного государства. Тариф за услуги организации – фиксированный (1650 руб.). Отсутствие квоты приведет к отказу в выдаче разрешения. Придется корректировать маршрут, оформлять новые документы.
Избежать таких проблем позволит обращение к специальной логистической компании. Но цена ее услуг не регулируется государством. Тарифы устанавливает сама компания, поэтому затраты могут оказаться существенными.
В предоставлении разрешения может быть отказано по следующим причинам:
Для российских перевозчиков грузов в Казахстан достаточно получит карточку допуска и удостоверение МАП. Пакет документов для оформления разрешений аналогичный подаваемому при запросе на получение на дозвола (дополнительно требуется только полис ОСАГО). Соответственно, основания для отказа в выдаче карточки доступа такие же.
При проезде по территории Казахстана нужно учитывать, относится ли перевозчик к стране-члену ЕАЭС или нет. Если относится, перевозка выполняется на основании удостоверения и допуска МАП. Перевозчик имеет право несколько раз въезжать и выезжать из страны. Период действия разрешения – 30 дней.
Иностранный перевозчик не имеет такой возможности. Ему требуется заполнение казахского дозвола при каждом пересечении границы. Нужно учитывать, когда заполняется форма, в какие графы требуется вносить сведения об автопоезде, грузе, стране загрузки и выгрузки.
Рекомендуется заполнить казахский дозвол до пересечения границы. Разрешение на въезд проверяют таможенные и пограничные службы. При отсутствии документа транспортному средству могут запретить въезд на территорию государства. Водителю придется ждать лицензии, а это расходы на проживание, питание, оплату стоянки. Простой груза также может привести к убыткам транспортной компании.
Важно! Если загрузка автопоезда произошла в РК, то заполнять бланк необходимо сразу после выполнения погрузочных операций. Движение по территории государства без оформленного казахского дозвола запрещено.
При отсутствии на территории РК погрузочно-разгрузочных операций требуется заполнение разрешение. Помимо лицензии на въезд в Казахстан, при движении транзитом, необходимо иметь разрешение на въезд и выезд в другие страны, где происходит загрузка и выгрузка товара.
Отсутствие дозволов других стран при транзитном движении по РК приведет к штрафам и помещению ТС на специальную стоянку до получения всех документов.
При заполнении разрешения необходимо указывать сведения о тягаче, прицепе и грузе. Если транзит осуществляется к месту загрузки или пустым после разгрузки, в бланке должны быть прочерки.
Обязательные реквизиты для заполнения:
Рекомендуется иметь при себе пример заполнения бланка, чтобы знать, как правильно вносить данные в разных ситуациях. Полезно выучить несколько простых и часто употребляемых фраз на казахском языке. Это упростит коммуникацию, поможет избежать некоторых проблем.
На заметку! Казахские дорожные полицейские тщательно проверяют иностранных перевозчиков. Рекомендуется четко соблюдать ПДД с учетом всех местных особенностей и нюансов.
На границе дозвол проверяют инспекторы таможенной и пограничной службы. Первые проверяют правильность оформления и полноту оплаты пошлин. Пограничники – отсутствие запрещенных к ввозу или вывозу товаров.
В процессе движения по территории Казахстана дозволы имеют право требовать инспекторы дорожной службы. Они проверяют соблюдение технических и экологических требований ТС, соответствие веса разрешенному уровню, соблюдение ПДД, правильность и полноту документов на груз.
Такой документ должен быть в комплекте перевозчиков, транспортирующих товары из стран-членов ЕАЭС. Данная норма введена для упрощения прохождения таможенного и пограничного контроля.
Сопроводительная накладная облегчает и налоговое оформление. При импорте и экспорте действуют особые правила начисления и оплаты НДС. Документ вводится в автоматизированную систему, что упрощает произведение всех расчетов.
Накладная, как и дозволы не отменяет CMR. Все документы должны быть заполнены в соответствии с международной транспортной накладной. Расхождение может быть основанием для признания форм недействительными, что создаст существенные проблемы.
Все сведения должны быть четкими и хорошо читаться. Все обязательные реквизиты также следует заполнить. Особое внимание рекомендуется уделить весу. Расхождение массы, указанной в CMR, дозволе и показаниям на весах может привести к существенным штрафам.
Обязательный реквизит удостоверения МАП и карточки допуска – период действия документов. Необходимо четко следить, чтобы этот срок не нарушался. По просроченным разрешениям въехать в страну нельзя.
Рекомендуется использовать обычную шариковую ручку. Цвет значения не имеет, предпочтительнее – черный или синий. Карандаш или маркер использовать не рекомендуется. Надпись, сделанная карандашом, признается недействительной. Маркер или фломастер не дадут необходимой четкости. Гелиевая ручка тускнеет под воздействием времени и солнечного цвета.
Разрешены корректировки только сведений об автопоезде. При поломке или попадании в ДТП тягача или прицепа, его можно заменить. Разрешается исправление госномера любого элемента автопоезда. Поломка или ДТП должны быть подтверждены официальным документом.
Разрешение теряет свою силу в случае наличия в бланке:
В случае признания разрешения недействительным, автомобилю будет запрещен въезд на территорию страны. Если нарушение выявлено при движении по РК, ТС поместят на специальную стоянку, а перевозчику назначат крупный штраф.
Образец казахского дозвола есть на сайте АСМАП. Это наиболее достоверный источник. Рекомендуется распечатать его и иметь при себе, чтобы корректно заполнять все графы.
Указываются сведения об автопоезде, страна загрузки и выгрузки.
В соответствующие графы следует вносить данные о грузе, его вес, место загрузки и выгрузки. Дата и место пересечения границы проставляются в виде штампа.
Казахстан – стабильный внешнеторговый партнер РФ, государство – член ЕАЭС. В этом состоит особенность перевозок по территории страны. Упрощенный порядок действует при оформлении разрешения на въезд и совершение погрузочно-разгрузочных работ. В перевозках задействована сопроводительная накладная, которая ускоряет таможенный, пограничный и налоговый контроль.
ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998
НАШ АДРЕС
НАШ ТЕЛЕФОН
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
E-mail: 483859@mail.ru
Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи
Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить
Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам
Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению
г. Чебоксары, ул. Бабушкина
дом 2д, офис 218