Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это процесс систематизации и классификации различных элементов, которые составляют дорожную систему города, региона или страны. В рамках этого процесса объектам и транспорту присваиваются определенные категории или группы в соответствии с их особенностями, целевым назначением или характеристиками.
Целью категорирования является создание системы организации, анализа и управления транспортной связи в целом. Оно позволяет упростить мониторинг состояния и использования дорожной системы, определить приоритеты в планировании транспортных потоков, а также разрабатывать меры по улучшению инфраструктуры.
Объекты инфраструктуры, подлежащие категорированию, включают дороги, железные дороги, воздушные и водные пути, мосты, тоннели, аэропорты, порты, автостанции и железнодорожные вокзалы. Каждая из этих категорий может быть дополнительно классифицирована по следующим параметрам: грузовая или пассажирская транспортная инфраструктура, междугородняя или городская.
Транспорт тоже классифицируется на различные категории: легковые автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, поезда, самолеты, суда, др. Разделение ТС на категории позволяет лучше управлять дорожными потоками, определять правила и требования безопасности, а также обеспечивать планирование и регулирование транспортной системы.
На заметку! Категорирование предметов транспортной инфраструктуры и транспорта – это сложная задача, требующая точности и актуальности данных. Поэтому, для достижения лучших результатов, необходимо применять современные методы и инструменты, такие как геоинформационные системы, базы данных и аналитические модели.
В результате категорирования объектов инфраструктуры и ТС возникает удобная и структурированная система классификации, которая упрощает их управление, планирование, обслуживание и контроль. Категории помогают организовать работу с данными объектами и средствами, а также обеспечивают адекватное функционирование дорожной системы в целом. Выполняется классификация в соответствии с требованиями законодательства и утвержденных нормативно-правовых актов.
Категорирование позволяет систематизировать и организовать информацию о различных элементах: дороги, мосты, аэропорты, железнодорожные станции, ТС, др. Создание четкой классификации и разделения на категории позволяет лучше управлять ресурсами, предоставлять точные данные о состоянии элементов, проводить анализ требований к их поддержке и улучшению.
Категорирование транспорта также является частью оптимизации работы дорожных систем. Путем классификации различных видов транспорта (автомобили, грузовики, поезда, самолеты и суда) можно разработать долгосрочные стратегии управления и распределения транспортных ресурсов. Это снижает проблемы перегрузок, улучшает безопасность и повышает общую эффективность системы.
Кроме того, категорирование играет важную роль в улучшении безопасности. Путем определения критериев и стандартов для каждой категории можно разработать соответствующие меры контроля и регулирования. Это способствует минимизации рисков и предотвращению возможных аварий или инцидентов.
На заметку! Категорирование позволяет организовать информацию, оптимизировать работу системы, обеспечить безопасность и повысить эффективность использования транспорта.
Федеральное дорожное агентство, известное также как Росавтодор, является органом, ответственным за категорирование объектов ТС и транспорта. Именно данное ведомство осуществляет классификацию и систематизацию элементов, связанных с дорожной инфраструктурой, таких как дороги, мосты, тоннели, светофоры и др., а также различных видов ТС, включая автомобили, грузовики, автобусы, поезда.
Росавтодор обладает необходимыми ресурсами и навыками для осуществления задачи классификации. В рамках своей деятельности агентство разрабатывает методики и стандарты, регламентирующие процесс категорирования, а также проводит соответствующие исследования и анализы. Оно также оказывает содействие региональным и муниципальным органам в области транспорта и дорожного строительства, предоставляя им экспертную поддержку и консультации. Федеральное дорожное агентство, или Росавтодор, играет ключевую роль в развитии и совершенствовании транспортной инфраструктуры России.
На заметку! Благодаря усилиям ведомства объекты дорожной сети и транспорта классифицируются и оцениваются в соответствии с установленными стандартами. Это помогает повысить безопасность и удобство передвижения, а также обеспечивает более рациональное использование выделенных ресурсов.
Росавтодор продолжает свою работу в этой области и стремится улучшить качество транспортной системы в России.
Правила категорирования в 2023 году определены в Постановлении Правительства РФ от 3 октября 2020 г. N 1595. Они включают:
Эти правила предназначены для обеспечения более эффективного контроля и безопасности транспортной инфраструктуры и ТС. Они позволяют разделить объекты на категории в соответствии с их значимостью и определить приоритеты в области дорожной безопасности.
Для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) в сфере дорожного хозяйства субъекты должны предоставить набор документов в Росавтодор.
Для категоризации ОТИ требуется представить информацию согласно установленному образцу, указанному в приложении № 1:
При необходимости Управление может запросить дополнительные документы у субъекта и провести выборочную проверку для подтверждения достоверности информации.
Для определения категорий ОТИ и ТС специалисты Управления проверяют следующие аспекты:
При представлении перечисленных выше документов для категоризации ОТИ и ТС необходимо использовать машинный способ заполнения форм, распечатанных с помощью электронных печатающих устройств, а также предоставить электронные копии документов на носителях.
Категорирование ОТИ и ТС включает несколько этапов. Начинается оно с того, что субъект транспортной системы подает заявление о проведении категорирования. В заявлении указывается информация о самом объекте и предоставляется полная и достоверная информация о количественных показателях критериев категорирования.
Затем компетентный орган, ответственный за проведение категорирования, проводит проверку представленной информации. Проверка осуществляется путем взаимодействия с другими организациями, которые имеют необходимую информацию. В случае необходимости компетентный орган может запросить дополнительные сведения у субъектов, чтобы получить полное представление о объекте.
В завершение процедуры компетентный орган принимает решение о присвоении категории элементу инфраструктуры. Решение о категоризации выносится в течение 30 календарных дней со дня получения заявления. После принятия решения компетентный орган уведомляет субъекта о принятом решении.
На заметку! Классификация ОТИ и ТС – это процесс разделения транспортных объектов на группы или категории по определенным признакам, что позволяет установить правила и требования для каждого типа транспорта и поддерживать безопасность на дорогах.
Категорирование ОТИ и ТС проводится в соответствии с требованиями, установленными в части 4 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности». В рамках этого процесса объекты и средства транспортной системы помещаются в реестр, ведение которого возлагается на компетентные органы. Итоги категорирования вносятся в соответствующий реестр.
Реестр ОТИ и ТС служит для систематизации и классификации объектов с целью обеспечения регулирования и контроля за безопасностью н дорогах. В него включаются различные элементы дорожной инфраструктуры: дороги, мосты, тоннели, аэропорты, железнодорожные станции, а также различные виды транспорта, включая автомобили, поезда, самолеты, суда, т.д.
Классификация объектов и средств инфраструктуры в реестре позволяет установить их важность и значимость для общей транспортной системы. В зависимости от категории, элементы могут подлежать особым требованиям по техническому состоянию, обслуживанию и эксплуатации. Кроме того, реестр служит основой для планирования, управления и развития дорожной системы, а также для принятия решений о необходимости осуществления ремонтных и строительных работ.
Ведение реестра осуществляется компетентными органами, назначенными законом, и включает в себя процессы и процедуры по сбору, проверке и обновлению данных об объектах и средствах инфраструктуры. Каждый элемент или транспорт перед включением в реестр должно быть подвергнуто оценке соответствия установленным требованиям безопасности.
Изменение категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также исключение их из реестра – это процесс, который включает несколько этапов и требует определенных действий:
Процесс изменения категории объектов и исключения из реестра может меняться в зависимости от конкретной инфраструктуры.
Существует четыре категории Основных Технических Индикаторов (ОТИ) и Технических Спецификаций (ТС) для каждого вида транспорта, включая автомобили, самолеты, электрический городской транспорт, поезда и паромы, метро и транспортные инфраструктуры дорожного хозяйства.
Все эти категории классифицируются в порядке убывания значимости. Определение «значимости» может разниться в зависимости от контекста, но, как правило, она базируется на таких факторах, как безопасность, эффективность, надежность и степень влияния на окружающую среду.
Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
Эта система классификации ОТИ и ТС позволяет установить стандарты и регулирование требований к транспортным средствам, а также инфраструктуре.
На заметку! Категорирование элементов дорожной системы и транспорта влияет на эффективность организации и управлении транспортной сетью. Этот процесс способствует повышению эффективности и безопасности транспортных систем, а также улучшению качества жизни населения.
На основании количественных показателей статистических данных о совершенных и предотвращенных актах незаконного воздействия (АНВ) на территории Российской Федерации, можно присвоить категории объектам дорожной инфраструктуры автомобильного транспорта и элементам транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства. Категории определяются в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ за последние 12 месяцев до даты присвоения категории элементу.
Значение категории ТС | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых транспортных средств |
---|---|
Первая | Пять и более совершенных и/или предотвращенных АНВ |
Вторая | Не более четырех совершенных и/или предотвращенных АНВ |
Третья | Не зафиксировано совершенных и/или предотвращенных АНВ |
Кроме того, объекты могут быть категорированы на основе количественных показателей относительно возможных погибших или получивших вред здоровью людей, а также возможного материального ущерба.
Категория | 1-ая | 2-ая | 3-я | 4-я | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ОТИ/ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ |
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) (Автотранспорт) | > 50 | >23 | от 30 до 50 | от 10 до 23 | от 10 до 30 | до 10 | до 10 |
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) (дорожное хозяйство) | > 50 | от 30 до 50 | от 10 до 30 | до 10 |
Категории объектов по возможному материальному ущербу.
Категория | 1-ая | 2-ая | 3-я | 4-я | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ОТИ/ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ |
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) (Автотранспорт) | > 100 | > 50 | от 60 до 100 | от 18 до 50 | от 20 до 60 | до 18 | до 20 |
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) (дорожное хозяйство) | > 1 млрд. | от 500 млн. до 1 млрд. | от 100 млн. до 500 млн. | до 100 млн. |
Согласно данным, в зависимости от количества совершенных и предотвращенных авиационных происшествий (АНВ) в течение последних 12 месяцев, элементы транспортной инфраструктуры воздушного транспорта в Российской Федерации могут быть разделены на пять категорий.
Значение категории объектов транспортной инфраструктуры | Количество совершенных и (или) предотвращенных АНВ, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры |
---|---|
Первая | Два и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры, либо шесть и более в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Вторая | Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры, либо от трех до пяти в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Третья | Два совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Четвертая | Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Пятая | Не зафиксировано совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
В зависимости от возможного числа погибших или получивших вред здоровью людей, объекты воздушного транспорта могут быть разделены следующим образом.
Категория объекта транспортной инфраструктуры | Первая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая |
---|---|---|---|---|---|
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, человек | 2000 и более | от 500 до 2000 | от 100 до 500 | от 40 до 100 | до 40 |
На основании возможного материального ущерба, элементы транспортной инфраструктуры воздушного транспорта делятся на пять категорий.
Категория объекта транспортной инфраструктуры | Первая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая |
---|---|---|---|---|---|
Возможный материальный ущерб, рублей | 500 миллионов и более | от 250 миллионов до 500 миллионов | от 100 миллионов до 250 миллионов | от 10 миллионов до 100 миллионов | до 10 миллионов |
Первый критерий категорирования железнодорожного транспорта – показатели статистических данных о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства за последние 12 месяцев.
Значение категории объектов транспортной инфраструктуры | Количество совершенных и (или) предотвращенных АНВ, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры |
---|---|
Первая | Пять и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Вторая | От трех до пяти совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Третья | От одного до трех совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Четвертая | Не зафиксировано совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Следующий критерий классификации – интенсивность выполняемых технологических операций.
Значении категории объектов транспортной инфраструктуры | Интенсивность движения поездов по графику, пар в сутки | |
---|---|---|
на двупутных участках | на однопутных участках | |
Первая | 100 и более | 48 и более |
Вторая | от 50 до 100 | от 24 до 48 |
Третья | от 8 до 50 | от 8 до 24 |
Четвертая | до 8 | до 8 |
Категорирования производится и по показателям возможных погибших или получивших вред здоровью людей, а также возможного материального ущерба.
Значении категории объектов транспортной инфраструктуры | Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, человек |
---|---|
Первая | 300 и более |
Вторая | от 200 до 300 |
Третья | от 100 до 200 |
Четвертая | до 100 |
Значении категории объектов транспортной инфраструктуры | Возможный материальный ущерб, рублей |
---|---|
Первая | 500 миллионов и более |
Вторая | от 250 миллионов до 500 миллионов |
Третья | от 20 миллионов до 250 миллионов |
Четвертая | до 20 миллионов |
Таким же образом производится категорирование железнодорожных вокзалов, мостов, эстакад, тоннелей, путей.
В соответствии с количественными показателями статистических данных о совершенных и предотвращенных аварийно-неисправных ситуациях (АНВ) на территории Российской Федерации, в том числе в отношении объектов морского и речного транспорта, определено 4 категории.
Значение категории объектов транспортной инфраструктуры | Количество совершенных и (или) предотвращенных АНВ, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры |
---|---|
Первая | Пять и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Вторая | От трех до пяти совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Третья | От одного до трех совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Четвертая | Не зафиксировано совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Кроме того, для элементов дорожной инфраструктуры морского и речного транспорта также вводятся категории в зависимости от количества возможных жертв (погибших или получивших вред здоровью) и возможного материального ущерба.
Категория объекта транспортной инфраструктуры | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
---|---|---|---|---|
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, человек | 300 и более | от 100 до 300 | от 25 до 100 | до 25 |
Категоризация объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта также осуществляется на основе количественных показателей о возможном материальном ущербе.
Категория объекта транспортной инфраструктуры | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
---|---|---|---|---|
Возможный материальный ущерб, рублей | 500 миллионов и более | от 250 миллионов до 500 миллионов | от 20 миллионов до 250 миллионов | менее 20 миллионов |
В зависимости от количественных показателей статистических данных о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых элементов дорожной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта, за последние 12 месяцев до момента категорирования присваиваются следующие категории.
Значение категории объектов транспортной инфраструктуры | Количество совершенных и (или) предотвращенных АНВ, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры |
---|---|
Первая | Три и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Вторая | Два совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта транспортной инфраструктуры и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект транспортной инфраструктуры |
Третья | Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
Четвертая | Не зафиксировано совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории РФ |
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людях, объектах дорожной инфраструктуры и транспортных средствах городского наземного электрического транспорта присваиваются следующие категории.
Категория | 1-ая | 2-ая | 3-я | 4-я | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | |
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) (Автотранспорт) | > 50 | > 25 | от 30 до 50 | от 10 до 23 | от 10 до 30 | до 10 | до 10 |
На основании количественных показателей о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде, элементам дорожной инфраструктуры и транспортным средствам городского наземного электрического транспорта присваиваются следующие категории.
Категория | 1-ая | 2-ая | 3-я | 4-я | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | ТС | ОТИ | |
Возможный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде (руб.) | > 100 млн. | > 50 млн. | от 60 млн. до 100 млн. | от 18 млн. до 50 млн. | от 20 млн. до 60 млн. | до 18 млн. | до 20 млн. |
В соответствии с данными статистики о совершенных и предотвращенных аварийно-неисправных воздействиях (АНВ) на территории Российской Федерации, категории объектов инфраструктуры внешнего транспорта (включая метрополитены) определяются в зависимости от количественных показателей за последних 12 месяцев перед присвоением категории.
Значение категории объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) | Количество совершенных и (или) предотвращенных АНВ, в том числе в отношении категорируемых объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) |
---|---|
Первая | Два и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемого объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитена), и (или) три и более на остальной территории РФ |
Вторая | Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) и (или) аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта РФ, в котором находится объект инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитена), и (или) два на остальной территории РФ |
Третья | Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) на территории других субъектов РФ |
Четвертая | Не зафиксировано ни одного совершенного и (или) предотвращенного АНВ в отношении категорируемого объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) на территории других субъектов РФ |
Категории элементов инфраструктуры внешнего транспорта (в части метрополитенов) также определяются по количеству возможных погибших или получивших вред здоровью людей и возможному материальному ущербу.
Категория объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
---|---|---|---|---|
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, человек | 100 и более | от 50 до 100 | от 10 до 50 | до 10 |
Также для определения категории объектов инфраструктуры внешнего транспорта (в части метрополитенов) учитывается возможный материальный ущерб.
Категория объекта инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
---|---|---|---|---|
Возможный материальный ущерб, рублей | 15 миллионов и более | от 10 миллионов до 15 миллионов | от 5 миллионов до 10 миллионов | менее 5 миллионов |
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это важный процесс в области транспорта. Это систематическая классификация и организация транспортных элементов для облегчения их управления, контроля и планирования. Категорирование способствует оптимизации использования ресурсов и сокращению затрат на обслуживание и эксплуатацию. Кроме того, оно обеспечивает лучшую организацию дорожных потоков, облегчает планирование новых проектов и повышает безопасность в системе транспорта.
Однако, процесс категоризации достаточно сложен и требует учета нескольких факторов. Он должен быть основан на объективных данных и предусматривать шанс адаптации к изменяющимся требованиям и условиям. Поэтому разработка и поддержка систем категорирования является первостепенной задачей для специалистов в сегменте транспорта.
ООО «КАСМА»
ИНН 2130206711
КПП 213001001
ОГРН 1182130012998
НАШ АДРЕС
НАШ ТЕЛЕФОН
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
E-mail: 483859@mail.ru
Где купить карту МАП для дальнобойщика: цена и условия продажи
Карточка на международные автомобильные перевозки на 5 лет: образец и как проверить
Оформление и подача документов на допуск к международным автомобильным перевозкам
Как купить лицензию для перевозки людей: размер госпошлины и стоимость услуг по сопровождению
г. Чебоксары, ул. Бабушкина
дом 2д, офис 218